Развитие ребенка в 2 года 11 месяцев – что умеет и на что способен малыш?

Психическое развитие детей

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно – правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

психическое развитие детей 3.jpg

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Развитие ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет

Как выглядит развитие почти трехлетнего ребенка? Что он должен делать и какие навыки развивать? Ребенок с удовольствием слушает сказки или те истории, которые родители рассказывают своими словами, показывая картинки в книжке. Воспринимает ребенок услышанное эмоционально. Его воображение развивается, и все сказки с чудовищами, рассказанные перед сном, могут вызвать беспокойство и даже бессонницу у малыша.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Ребенку от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет: что он должен уметь?

  • В этом возрасте ребенок уже должен уметь самостоятельно представляться, знать свое имя, отвечать на вопрос «как тебя зовут».
  • Почти трехлетний малыш должен знать, как называются части тела и простые предметы в его непосредственном окружении – стул, кружка, кровать, мяч и т. д.
  • Трехлетний ребенок уже знает около 1000 слов, из которых он должен составлять короткие предложения – «хочу пить», «дай мяч» и т. п. Задача родителей – побудить ребенка говорить как можно больше. Например, гуляя по улице, малышу нужно показывать на различные предметы и говорить их название – машина, птицы, кошка, дерево.
  • Умеет подниматься по лестнице, поочередно ставя ноги, спускаться по лестнице шаг за шагом.
  • Может пинать, бросать и ловить мяч.
  • Ездит на трехколесном велосипеде.
  • Может идти вперед и назад.
  • Одевается и раздевается с помощью родителей (путает лицевую часть одежды и изнаночную, может надеть колготки задом наперед и т. п.).
  • Понимает значение слов «мой», «его/ее».
  • Показывает широкий спектр эмоций: грусть, гнев, радость, скука. Важно, чтобы преобладал положительный фон настроения.
  • Умеет называть основные цвета, разделять фигуры, сравнивать два объекта – больше и меньше.
  • Ведущая деятельность – игра, требуется взрослый, который организует игру, если детей несколько. Если ребенок играет один на один, то уже может предлагать свой сюжет игры.
  • Строит предложения из 3-4 слов, выполняет двухшаговые просьбы.
  • Помещает кубики один поверх другого.
  • Хорошо использует ложку, пьет из открытой кружки.
  • Сигнализирует о физиологических потребностях.

Не существует универсального ответа на вопрос, что должен знать трёхлетний ребенок. Некоторые дети в этом возрасте уже начинают изучать алфавит, другие по-прежнему мало говорят, но стоит обратить внимание, если существенного прогресса в речевом развитии нет.

Крупная и мелкая моторика развивается быстро. Если ваш ребенок подвижный, особенно важно дать ему возможность удовлетворить эту потребность.

Трёхлетний ребенок начинает играть с другими детьми, запоминает имя ребенка, если с ним часто видится. Играть детям вместе долгое время сложно, так как ребенок пока эгоцентрик, весь мир крутится вокруг него, он понимает только потребности и желания свои, но не других. Малыш в возрасте 3 лет охотно помогает родителям по дому, правда только тогда, когда хочет.

Основные навыки для ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет:

  • Ребёнок способен в значительной степени удовлетворить свои собственные физиологические и гигиенические потребности при участии взрослых.
  • Некоторые дети уже умеют одеваться и раздеваться самостоятельно, умеют, но не любят этого делать сами с начала до конца, требуют помощи с пуговицами, молниями и шнурками.
  • Ребёнок в этом возрасте уже ест сам, хотя до сих пор съесть всю порцию от начала до конца без помощи взрослого большинству детей трудно; отлично держит ложку, кружку держит двумя руками.
  • Ребёнок на этой стадии развития может строить короткие предложения и вести короткий разговор, но иногда он заикается или повторяет слова (особенно в эмоциональные моменты), на это стоит обратить внимание и обратиться к специалистам.
  • Ребенок запоминает все больше и больше, знает свое имя и сколько ему лет. Может выучить несколько коротких стихов и песен.
  • После дневного сна первую половину дня ребенок может воспринимать как вчерашний день.
  • Умеет называть основные цвета, рисует квадраты, круги, зигзаги.
  • Свободно выполняет прыжки, даже на одной ноге, ходит на четвереньках, бегает.
  • Крупная и мелкая моторика совершенствуется и двигательной активности становится больше, но ребенок еще не может оценить риск для своей жизни и здоровья, поэтому может «экстремальничать», показывая свои умения.

Однако, несмотря на эти уже приобретенные навыки, ребенок по-прежнему не устойчив к усталости, физическим нагрузкам и шуму (отсюда необходимость дневного сна). Перевозбуждение нервной системы превалирует над торможением, и ребенку необходим дневной сон, чтобы усвоить всю информацию, которую он получил во время бодрствования.

Рост ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет – нормы для мальчиков и девочек

Нормы роста в этот период согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

  • Девочки: от 92 до 98 см.
  • Мальчики: от 94 до 99 см.

Вес ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет – нормы для мальчиков и девочек

Вес ребенка в этот период согласно данным ВОЗ:

  • Девочки: от 13 до 15,8 кг.
  • Мальчики: от 13,8 до 16,2 кг.

Примерно в возрасте 3 лет кишечная микрофлора ребенка похожа на микрофлору взрослого, но животик трёхлетнего малыша все еще остается деликатным. Исследования показывают, что 52 % детей в возрасте 1-3 лет потребляют недостаточное количество пищевых волокон. Стоит позаботиться о рационе питания, богатом клетчаткой, что положительно скажется на функционировании пищеварительного тракта малыша.

Основные правила кормления ребёнка от 1 года до 3 лет:

  • Время кормления, совместное пребывание за столом должно быть радостным.
  • Посуду лучше выбирать яркую и красивую.
  • Позвольте ребенку есть самостоятельно из своей тарелки своей ложкой.
  • Помогайте закончить прием пищи, когда ребенок устанет есть самостоятельно.
  • Давайте маленькие порции и позвольте просить добавку.
  • Давайте основные блюда, а потом сладкие.
  • Если ребенок не хочет есть, то стоит убедиться, проголодался он или нет. Не стоит кормить насильно.
  • Ребенок смотрит на родителей и подражает им. Если вы привередливы в еде, то, скорее всего, ребенок тоже будет привередой.

Психическое развитие ребёнка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет

Второй и третий год жизни ребёнка – это время, когда малыш может раскрыть свою индивидуальность и независимость.

  • Ребенок начинает играть в ролевые игры с другими детьми, начинает делиться игрушками избирательно (не все игрушки готов дать поиграть).
  • Может проявлять сочувствие через действия (обнять, погладить).
  • Мышление ребенка предметно-действенное, поэтому для малыша так важно трогать все руками и с помощью эксперимента решать поставленные задачи, переход к образному мышлению только формируется.
  • Появляются первые страхи, и, как правило, первый страх – это страх темноты.

Это период, на который приходится пик «кризиса трёх лет». Возрастание самостоятельности ребёнка требует от родителей своевременной перестройки отношений. Ребёнок начинает интенсивно психологически отделяться от родителей.

У ребёнка в этот период появляются:

  • Негативизм – реагирует резко на требования или просьбы родителей.
  • Упрямство – настаивает на том, что сам только что предложил, требует, чтобы с его мнением считались.
  • Строптивость – перестает делать дела, которые раньше выполнял с радостью, своеволие – «я сам!», этот девиз относится к тому, что ребенок умеет, и к тому, что еще не умеет.
  • Протест – со всеми идет на конфликт, настаивая, чтобы выполнили его требование.
  • Обесценивание того, что раньше было дорого, любимых игрушек или значимого взрослого.
Читайте также:  Роватинекс – инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги капсул

Ребёнок также очень эмоциональный, не может в полной мере совладать со своими эмоциями. Ему нужна помощь взрослого, чтобы успокоиться.

Следует помнить, что это возраст, когда у ребенка может появиться первый страх – страх темноты, одиночества или монстров, которые, по его словам, живут под кроватью или в шкафу. Ребёнок не отделяет фантазии от реальности, поэтому для него страх реален. Важно, чтобы родители не запугивали малыша дополнительно и уделяли внимание тому, какие мультфильмы смотрит ребенок.

Уход за ребёнком от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет

По мере того, как ребёнок растет, увеличивается круг его потребностей. Следует помнить, что родители являются моделью социального поведения для своих детей, поэтому важно поддерживать психическое развитие малыша на каждом этапе его взросления.

Одним из важных пунктов в этом возрасте остается усиление развития трёхлетних навыков с помощью семейных игр и развивающих игрушек. Интерактивные игрушки для 3 лет способствуют развитию новых навыков малышей, положительно влияют на креативность и восприимчивость ребенка, одновременно заботясь о развитии слухового и зрительного восприятия, интеллекта, а также его двигательных способностей.

Каждый трёхлетний ребёнок развивается в своем собственном темпе.Не волнуйтесь, если ваш малыш еще не приобрел все навыки, присущие стадии третьего года жизни. Если вы видите постепенный прогресс в развитии и росте, это признак того, что все нормально. Вам следует сообщать педиатру о любых симптомах, которые вас волнуют, чтобы он мог объяснить их причину и поставить соответствующий диагноз.

Как развивается ребенок в 2 года и 11 месяцев – навыки и способности малыша

Изображение записи

Приближаясь к трехлетнему возрасту, малыш все больше старается походить на взрослых. Это продиктовано новым этапом в развитии ребенка. Из маленького беззащитного человечка он постепенно превращается в личность со своим характером. Кроха пытается отстоять свое «Я» и с его мнением уже нельзя не считаться.

Физиология ребенка в 2 года 11 месяцев

МАЛЬЧИКИ

94-98

93,5 – 97,5

14, 0-16

13,6 – 15,4

46,2 – 50,1

В этом возрасте детки очень активны, их трудно удержать на месте, что обязательно следует учитывать, занимаясь развитием и обучением малыша.

Питание ребенка в 2 года 11 месяцев

Особого отличия в питании ребенка в 2,5 или 3 года нет. В рацион ребенка входят те же мясные, молочные и кисломолочные продукты, крупы и мучные изделия. О необходимости присутствия в рационе ребенка овощей и фруктов в достаточном количестве известно любой маме.

  • 75-95 г нежирного мяса.
  • До 500 мл молока или кисломолочных продуктов.
  • 6 г жиров растительного происхождения, 10 г сметаны и до 20 г сливочного масла как жиры животного происхождения.
  • Углеводы – до 200 грамм каши через день и 100 г мучных изделий. Легко усваиваемые углеводы (сладости) не должны превышать 40 г с учетом сладких продуктов (каши, компоты и т.д.).
  • Рыба составляет до 20 г ежедневного рациона.
  • В сутки ребенку нужно 250 г фруктов и столько же овощей, а также немного зелени в салат или суп.

Калорийность продуктов в сумме должна быть не менее 1540 Ккал, чтобы восполнить растраченную энергию непоседы. Калорийность пищи должна распределяться в течение дня приблизительно в такой пропорции — 25% в завтрак, 35% в обед, 15% в полдник и 25% в ужин.

Особенности развития ребенка на пороге трехлетия

  • Хорошо ориентируется в основных цветах и их оттенках, знает их названия.
  • Различает предметы по форме, цвету и размеру.
  • Знает основные геометрические фигуры , может выбрать ту, которую попросят.
  • Знает признаки предметов – мягкий или твердый, холодный или теплый.
  • Малыш свободно ориентируется в знакомом пространстве, запоминает, как и где стоят или лежат вещи.
  • Умеет складывать простой рисунок из мозаики.
  • Понимает значение числительных 2, 3 или даже больше и может выбрать именно столько предметов, сколько его попросили.
  • Отмечает изменения в погоде , может объяснить, что идет снег или дождь.
  1. Малыш активно общается со сверстниками и взрослыми.
  2. Активно проявляет свои эмоции , одинаково бурно проявляет как радостные чувства, так и свое недовольство.
  3. Старается проявить свою самостоятельность во все больших сферах деятельности, а не только в играх.
  4. Умеет оценивать свои поступки , часто понимая, что сделал что-то неправильно, но не всегда признает это.
  5. Самостоятельно одевается и раздевается , успешно пользуется предметами личной гигиены (причесывается, чистит зубки или моет руки).
  6. Помогает , хотя и не всегда охотно, убираться в доме.
  • Карапуз к трем годам выговаривает практически все звуки . Исключение составляют звуки «р» и «л» и ряд шипящих.
  • В разговоре использует все части речи , за исключением причастных и деепричастных оборотов.
  • Дети к трем годам обладают хорошей памятью , поэтому запоминают и рассказывают стихи или сказки.
  • В разговорах со сверстниками или взрослыми рассказывают о том, где они побывали и что видели, описывают свое общение с домашними питомцами.
  1. Дети к трехлетнему возрасту способны точно улавливать мелодию и выполнять танцевальные движения в такт музыке, при этом напевая знакомый мотив и хлопая в ладоши.
  2. Малыши с увлечением рисуют , используя все имеющиеся в наличии карандаши или фломастеры.
  3. Используя пластилин , кроме простых колбасок и шариков, пытаются вылепить простейшие фигуры и знакомые предметы.
  4. Малыши проявляют интерес к творческим занятиям вместе со взрослыми. Пользуясь ножницами, вырезают кусочки цветной бумаги и делают аппликации.

Ваш малыш становится более самостоятельным, проявляет характер и справляться с ним становится все труднее.

Из кризиса двухлетнего возраста плавно вырастает новый – кризис 3-х лет. Причиной этого является бунт против авторитарного воспитания.

Я личность!

В 2 года и 11 месяцев, а порой еще раньше, карапуз проявляет себя как маленькая, но все-таки личность. Пройти мимо этого родителям никак не удастся, поэтому нужно быть готовым к капризам и требованиям крохи, реагируя на его поступки спокойно и адекватно.

Проблемы мам, пап и бабушек заключаются не в активном проявлении характера карапуза, а в том, что они не всегда знают, что с этим делать и как поступать.

Советский психолог Л.В. Выготский отмечал, что за любым отрицательным проявлением кризиса стоит позитивное содержание, которое служит переходом к новой, высшей форме. Поэтому период взросления малыша нужно достойно пережить.

Поведение малыша 2 лет 11 месяцев и реакция родителей

Новые черты характера, проявляющиеся в 2 года 11 месяцев Правильная реакция родителей на поведение ребенка
Своеволие

Родителям нужно научиться отличать упрямство от настойчивости. Упрямство – это желание добиться чего-либо, независимо от того, нужно это сейчас ребенку или нет. Для него главное – настоять на своем.

В этом случае нужно оставить ребенка в покое, а потом уделить малышу минутку и помочь ему выполнить задание.

Развивающие и обучающие игры для детей 2 лет 11 месяцев

Чтобы кроха гармонично развивался и меньше проявлял негативные черты характера, соответствующие его возрасту, уделяйте достаточно времени развивающим занятиям.

Предложите малышу поиграть, к примеру, в такие игры, как:

  1. Что будет в будущем. Выполняя дела по дому или сидя рядом с карапузом, задайте ему несколько вопросов, к примеру, что будет, когда цыпленок подрастет, кем он станет – петухом или курочкой, кем будет в будущем щенок или котенок. Пусть малыш задумается, кем станет его друг, когда вырастет. Рассуждайте вместе с крохой. Пока он ищет ответы на вопросы, он будет сосредоточен и не станет проказничать.
  2. Классификация предметов. Разложите перед крохой картинки с изображением животных, растений, игрушек или других предметов и попросите малыша поставить картинки по отдельным группам.

Малыши в 2 года 11 месяцев в состоянии сами занять себя, играя в настольные игры, которые подходят для их возраста.

Чтобы благополучно миновать кризис трехлетнего возраста, наберитесь терпения, общайтесь с ребенком спокойно и уделяйте ему как можно больше времени.

Возрастные нормы развития детей 2-3-х лет

Вашему малышу исполнилось 2 года? Конечно, он уже многое знает и умеет. Но, согласитесь, намного больше ему еще предстоит узнать. И кому, как ни Вам, заботливым родителям, помочь сделать первые шаги в увлекательный мир «Развития».

Что же должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет?

Память, внимание, мышление:
  1. Правильно складывать пирамидку, матрешку.
  2. Узнавать предметы по их составляющим (например, крыша домика).
  3. Складывать пазлы из 2-4 частей.
  4. Узнавать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
  5. Понимать значения слов «одинаковые», «похожие», «разные», «такой же».
  6. Называть предметы, которых не хватает рисунку (хвостик у зайчика, колесо у машины).
  7. Из трех предметов выбирать нужный по описанию.
  8. Рассказывать по памяти про содержание увиденных рисунков (например, на каких музыкальных инструментах играют детки).

Помнить, что делал утром, днем, вечером.

  1. «Прячем игрушку и ищем ее»: в 2 года — ребенок видит куда ее прячем.

— Под коробку прячем

— К игрушке привязывается веревочка. Можно дать малышу потянуть (повозить) игрушку за веревку, чтобы он запомнил, что игрушка с веревкой. А затем спрятать игрушку, оставив веревку видимой.

— Или игрушка прячется так, чтобы была видна её часть.

— Игрушка прячется так, чтобы была видна её форма. Например, накрыть платочком, тканью, бумагой.

  1. «Карточки»: найти пару, найти похожую.
Математические представления:
  1. Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
  2. Считать предметы от 1 до 5, отвечать на вопрос: «Сколько всего?».
  3. Знать, сколько пальцев на руках, ушей у собаки, лап у лисички и т.д.
  4. Различать понятия «много», «мало», «один», «ни одного».
  5. Сравнивать 2-3 предмета разной длинны, высоты и ширины.
  6. Понимать слова «сверху», «снизу».

На данном этапе закладываются основы знаний про количество предметов, их размеры и форму. Ребенок должен помнить, что предметы считаются с лева на право, при счете числа нельзя пропускать и называть дважды.

  1. «Игра со счетными палочками»

Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей).

-Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

-Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

Развитие речи:
  1. Называть предметы ближайшего окружения и знать их назначение.
  2. Понимать, какие предметы принадлежат к группам «мебель», «посуда», «одежда», «транспорт», «игрушки», «еда», «овощи» и др.
  3. Называть действия людей и животных (бегает, прыгает, рисует, спит и др.).
  4. Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди разных профессий.
  5. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других людей.
  6. Запоминать несложные стишки.
  7. Составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого.
  8. Пытаться согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  1. «Олины помощники»

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я тебе их покажу, а ты отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Родители указывает на её ноги.

— Что это. ( Это ноги).

— Они Олины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют).

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.).

  1. «Что за предмет?»

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

Физическое развитие:

В 2-3 года малыш должен быть довольно развитым с физической точки зрения и ловким. Вот основные навыки, которые ребёнок к такому возрасту уже должен освоить:

1. Бег. Малыши в возрасте 2-3 лет обычно бегают довольно быстро и ловко.

2. Ребёнок вполне может подниматься по лестнице и спускаться с неё.

3. Кроха может подпрыгнуть.

4. Малыш легко и просто нагибается за лежащим на полу предметом и поднимает его, обхватывая руками.

5. Малыш может перешагивать через преграды, встречающиеся на пути (например, лежащие на полу предметы).

6. Если вы бросите ребёнку мяч, он непременно протянет ручки, чтобы попытаться его поймать.

7. В 2-3 года малыш может стоять на цыпочках и даже на одной ноге, держа при этом равновесие.

8. К трём годам ребёнка можно научить кататься на небольшом трёхколёсном велосипеде.

  1. «Ходьба восьмеркой»: расставляем кегли или большие кубики в цепочку на расстоянии 40-50 см друг от друга. Для начала всего 2 штуки. Задача ребенка: пройти «восьмеркой» между ними. Когда кеглей целый ряд, то проходить нужно, то направо, то налево, описывая волнистую линию. Расставляя кегли иили кубики разными способами (в виде квадрата, круга) можно придумывать разные способы хождения. Можно еще и ползать таким же образом.
  2. «Зарядка для маленьких ножек»: Мама берет ребенка за поднятые вверх руки, как бы подтягивая его вверх. При этом он становится на носочки («цыпочки»). Так на носочках ходит под какое-нибудь стихотворение или песенку. Затем переходят к хождению на пятках. При этом держит за подмышки. Потом пробует стоять и ходить на внешней поверхности ступни.

педагог-психолог
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
г.о. Тольятти
Мазукевич Мария Юрьевна

Что должен знать и уметь малыш в 2,5 года: особенности развития ребенка по месяцам до трех лет

Заметно повзрослевший малыш в возрасте 2,5 года отличается повышением желания к самостоятельности, его характерные особенности все более проявляются, а внутренние переживания становятся глубже. Кроха находится на одном из переломных этапов в своей жизни. В это время непросто приходится не только малышу, но и его родителям. Мамы замечают, что дети становятся более капризными, излишне эмоциональными и требовательными. Взрослые должны вооружиться терпением и мудростью, чтобы выстоять в этой непростой борьбе.

Ребенок 2,5 года

Приближаясь к рубежу трех лет, ребенок может становиться более капризным, и сладить с ним все труднее

Физические параметры

Насколько здоров ребенок и насколько хорошо он физически развит, помогут узнать следующие показатели:

  • рост;
  • вес;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Вес может иметь большие расхождения значений в этом возрасте – от 12 до 15 кг. Любой из показателей, входящих в этот диапазон, будет в пределах нормы.

Рост у ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев колеблется от 85 до 95 см (рекомендуем прочитать: как в норме выглядит развитие ребенка в 2 года и 2 месяца?). Ниже предлагаем к рассмотрению таблицу, отображающую параметры роста и веса мальчиков и девочек до 3-летнего возраста:

Параметры детей до 3 лет
МесяцыМальчикиДевочки
Вес (г)Рост (см)Вес (г)Рост (см)
301348091,81298090,7
311362092,61311091,4
321377093,21326092,1
331390093,81340092,9
341403094,41357093,6
3514180951371094,2
361430095,71385094,8

Показатели окружности головы и грудной клетки к этому периоду сравниваются и в среднем составляют от 45 до 51 см. Прежде голова новорожденного была больше по отношению к груди, теперь они выровнялись, но совсем скоро грудная клетка начнет свой более активный рост.

Чему малыш научился?

2 года 6 месяцев

В этом возрасте маме нужно научиться оставлять своего любимого малыша наедине со сверстниками. Это отличная возможность для установления общения между детьми, так они будут учиться взаимодействовать, а значит им потом будет легче в детском саду, в школе и вообще в жизни.

На первый план выходят групповые игры, но в то же время ребенок может неохотно расставаться со своими игрушками или “с боем” возвращать то, что взял поиграть. Всегда приходите на помощь, подсказывая, как правильно попросить или отдать, когда пора вернуть чужую вещь. Учите кроху обходиться без конфликтов.

Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев не стоит на месте, напротив – оно движется вперед семимильными шагами (подробнее в статье: развитие ребёнка в 2 года). Еще так недавно кроха осваивал технику бега, теперь он уже с легкостью прыгает и умеет стоять на одной ножке.

Ребенок в этом возрасте:

  • может назвать имена самых близких друзей, своих сестер и братьев;
  • активно реализует свои творческие возможности: начинает рисовать на абсолютно любой поверхности, нередко обои выступают в качестве самого главного и любимого холста.

2 года 7 месяцев

Карапуз теперь любит поговорить, а значит время вашего монолога миновало. Ему нравится общаться и он начинает задавать множество вопросов. Для расширения словарного запаса взрослые должны читать двухлетке много разных книг. Когда ребенок сам не задает вопросы, пробуйте расшевелить его фантазию сами: рассказывайте истории и задавайте наводящие вопросы.

Кроха в возрасте 2 лет и 7 месяцев начинает проявлять фантазию, иногда мамы могут насторожиться появлением у любимого чада вранья. Нужно постараться деликатно объяснить малышу разницу между фантазиями и ложью, ведь маме и папе очень важно слышать от сына или дочки только правду.

В возрасте 2 года 7 месяцев ребенок уже умеет:

  • называть свое имя при знакомстве;
  • сочинять фантастические истории;
  • самостоятельно одевать штанишки и носочки;
  • спрашивать о самых разных вещах;
  • задаваться вопросом, откуда появляются дети (это будет особенно актуальным, если в семье ожидается или уже свершилось пополнение).

2 года 8 месяцев

Детское воображение работает уже на полную мощность. В арсенале малыша в 2 года 8 месяцев все больше информации об окружающем мире и большой словарный запас. Кроха уже может интуитивно почувствовать ответ на свой вопрос, ведь он уже вполне понимает границы разрешаемого.

Мама с ребенком

Ребенок начинает чувствовать границы дозволенного, а также учится взаимодействовать с родителями более тонко

Постарайтесь всегда соблюдать режим дня. Это поможет крохе чувствовать себя увереннее и комфортнее. Любые перемены и неожиданности могут спровоцировать всплеск негатива. Многие дети в возрасте 2 года 8 месяцев любят петь. Воспользуйтесь этим любимым занятием и разучите песенки про алфавит, цифры или начните изучать с помощью песен английский язык.

Малыш к этому периоду обычно:

  • составляет длинные предложения из 4 и более слов;
  • активно использует в речи прилагательные;
  • научился рисовать кроме линий крестики, а значит он встал на путь готовности к обучению письму.

2 года 9 месяцев

Ребенок понимает и реагирует на различные эмоции окружающих людей. Произошедшая с мамой перемена непременно заинтересует карапуза и он осведомится, что стало причиной этому. Благодаря поучительному примеру со стороны взрослых, ребенок учится контролировать и свои эмоции.

Нередко у малыша в 2 года и 9 месяцев появляется некий воображаемый друг, что будет являться абсолютно нормальной ситуацией. Порождают этого друга фантазии и желание иметь партнера для игр. Очень часто воображаемый товарищ останется с малышом почти до школы.

Ребенок играет

Фантазия ребенка развивается – теперь он может играть сам, придумывать сюжетные истории

Ребенок в 2 года 9 месяцев старается:

  • разговаривать с незнакомыми людьми при помощи простых диалогов;
  • научиться рисовать человечка;
  • понять, что умение поделиться своей игрушкой – проявление дружбы;
  • научиться чинить свои сломанные игрушки.

2 года 10 месяцев

Ребенок проявляет все большую самостоятельность. Теперь для малыша в 2 года 10 месяцев уже привычное дело увлечься играми или мультиками на несколько часов.

Присущая этому возрасту любознательность переключается теперь на собственное тело. Ребенок после 2-летнего возраста начинает активно интересоваться различиями между мальчиками и девочками, для чего изучает и трогает свои половые органы. Это абсолютно нормально.

Ребенок в 2 года и 10 месяцев уже освоил:

  • процесс четкого разговора;
  • принцип сохранения сухих штанишек не только днем, но и ночью;
  • демонстрацию самых разных эмоций;
  • рисование автопортрета.

2 года 11 месяцев

Кроха в 2 года 11 месяцев ведет разговор длинными предложениями, его речь становится все более четкой, а общее поведение приближается к взрослому. Все малыши в 10-11 месяцев третьего года обожают играть в подвижные игры.

Малыш в 2 года и 11-месячном возрасте научился:

  • объяснять, как можно использовать два предмета вместе;
  • в периоды радости и счастья бегать, прыгать (во время игр);
  • концентрироваться на определенной игре продолжительное время;
  • ездить на трехколесном велосипеде;
  • одевать всю одежду самостоятельно.

Общее и интеллектуальное развитие

Дети в 2,5 года обычно легко умеют делать следующее:

  • кушают ложкой, пьют из кружки, а не из поильника;
  • одевают несложные вещи и обувь без застежек;
  • моют руки, лицо и чистят зубы;
  • осуществляют подъем и спуск по лестнице, не прибегая к помощи взрослых;
  • играют в догонялки, катаются с горки и прыгают с невысоких опор.
  • может собрать пирамидку из 5-9 колец;
  • из кубиков строит башни, «мостик» и «паровоз»;
  • различает некоторые геометрические формы (куб, шар, цилиндр и другие);
  • методом подбора определяет подходящие объемные фигуры к плоской форме;
  • умело собирает вкладыши разных форм и подбирает правильные отверстия в сортере, попыток вставить неверный элемент силой все меньше;
  • из простых предметов (конструктор, кубики) делает несложные постройки, определяя их назначение (дом, башня, ворота);
  • умеет собирать несложные пазлы;
  • хорошо работает память;
  • правильно держит карандаш во время рисования.

Развитие в социальном и эмоциональном плане

Ребенок воспринимает себя все более осознанно как отдельную личность. Уже не говорит про себя: «Саше больно», но скажет: «Мне больно». Местоимение «я» теперь звучит в его речи все чаще. Малыш начинает выражать свои чувства и эмоции: «Я устал», «Мне страшно».

Кроха все чаще увлекается каким-либо процессом, отвлекать от которого его не стоит. Он может с большим интересом играть или смотреть мультик, при этом заставить карапуза играть в неинтересную с детской точки зрения игру вы никогда не сможете.

Детское поведение становится все более эмоциональным. Он искренне расстраивается, когда у него что-то не получается и очень радуется, когда сумел сделать какое-то дело. При неудачах кроха расстраивается больше всего, также его весьма огорчает отсутствие ожидаемой похвалы. Начинает разбираться в людях, чувствовать их, понимать. При встрече всегда дает оценку человеку, является он хорошим или плохим. Ищет более «слабого» взрослого и пытается им манипулировать. Двухлетка чувствует и понимает, с кем в семье лучше не спорить, а с кем можно и покапризничать.

Ребенок капризничает

При помощи капризов и истерик малыш может начать манипулировать родителями

В своем психическом развитии ребенок входит в фазу потребности в самоутверждении. Во всем и везде старается быть первым, о чем непременно будет рассказывать: «Я самый сильный», «Мой папа самый смелый». Приближаясь к возрасту трех лет, кроха начинает оценивать не только чужие поступки, но и свои. На все свои действия он начинает смотреть критично и осознает, когда он сделал кому-то плохо. Критике подвергаются не только свои, но и чужие промахи. Приближается кризис трех лет.

Речевое развитие

Подчеркнем еще раз важность окончания периода, когда малыш говорил о себе в третьем лице. Теперь на арене только «Я». Вместо «Ваня хочет спать» вы услышите: «Я хочу спать».

  • сложные предложения, состоящие из 3 и более слов;
  • задает много вопросов, начинающихся со слов «почему», «как», «где», «что»;
  • умеет отвечать на простые вопросы;
  • знаком с названиями частей тела, предметов быта и некоторых животных;
  • при внимательном слушании хорошо понимает прочитанную сказку и может ответить на вопросы по ней;
  • пополняет словарный запас.

Речевые фразы становятся все более взрослыми. Пропадают детские неправильные слова, на их смену приходят уже полноценные, взрослые.

Ребенок в этом возрасте способен на полноценный диалог. Хорошо отвечает на вопрос: «Как твое имя?» и может ответить на подобные несложные вопросы. Малыш знает имена дедушек, бабушек, папы и мамы, а также некоторых знакомых детей. Во время совместных игр с детьми вступает с ними в диалог, учится у них, подражает.

Малоговорящий ребенок или совершенный молчун должен в этом возрасте насторожить родителей. Следует сходить для консультации к неврологу или логопеду. Не стоит пускать проблему на самотек, мол, сам заговорит. Задержка речевого развития может повлиять на более сложное овладение речью в целом и способность к правописанию. Не упускайте возможности развивать детский речевой аппарат, обратившись к специалистам, ведь если кроха не разговаривает сейчас, это может быть опасно для его будущего.

Мама с ребенком

Ребенок постепенно становится интересным собеседником, ведь он может вести осмысленный диалог

Дневной распорядок

Распорядок дня ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев уже устоявшийся. Общее время сна составляет около 12-12,5 часов, куда также входит двухчасовой дневной сон. Кроха уже подрос, но это не значит, что пора отменять дневной перерыв для отдыха и восстановления сил. Детская нервная система сильно возбуждается, если не получает некоторого перерыва более 6 часов подряд. Большинство педиатров придерживаются мнения, что дневной сон следует сохранять до возраста 5-6 лет. Подъем утром желательно осуществлять в промежутке между 7 и 8 часами, а укладывание на ночь – в 9 часов (в 21:00).

Рацион

Ребенок в 2,5 года ест 4 раза в день. Перерывы между приемами пищи – около 4 часов. Малыш очень активен, много бегает, прыгает, играет, отчего обмен веществ в организме происходит очень быстро. Это говорит о том, что детский организм нуждается в восполнении энергозатрат. Для полноценного развития в сутки малышу требуется 50 грамм белков, 50 грамм жира и 210 грамм углеводов. Общая калорийность пищи в сутки составляет примерно 1500 ккал.

Не забывайте о важности включения в рацион питания белков животного происхождения, их должно быть около 70% от общего числа. Получить такие белки можно из рыбы, мяса, печени, молочных продуктов и яиц.

Сохраняйте 10% составляющую растительных жиров. Помните о том, что растительное и сливочное масла должны подаваться в сыром виде без термообработки.

Кисломолочные и молочные продукты занимают большую нишу в детском меню. Их объем в сутки составляет 500-600 мл. В числе прочих непременно включайте в рацион питания сыры, кефир и творог. В дополнение к обеденному супу предлагайте немного хлеба. Его присутствие в ежедневном меню также важно, объем должен составлять около 60-90 г в день.

Молочные и кисломолочные продукты

Молочные и кисломолочные продукты на детском столе обязательно должны присутствовать

Разнообразьте утренние каши использованием различных злаков. Для приготовления выбирайте рис, гречку, овсянку и манку. Макароны также будут вполне уместны в рационе малыша двух с половиной лет.

Сахар в детском рационе нужен, но количество его строго ограничено. Потреблять в день можно не более 60 грамм.

Овощи и фрукты можно предлагать практически в неограниченном количестве. Минимальный объем – 300 г, а максимальный – 500 г. Разнообразие здесь весьма большое, а потому накормить кроху витаминами будет проще.

Следует помнить, что правильное распределение пищи в течение дня имеет очень важное значение. На первую половину дня лучше отвести блюда, богатые белком и жирами, потому что они способны нарушить спокойный сон малыша, приведя в возбуждение нервную систему. Белковая и жирная пища крайне плохо усваивается в ночное время. Во второй половине дня отдайте предпочтение овощным блюдам, а также кашам и молочным продуктам.

Не забывайте о важности употребления достаточного количества воды. В этом возрасте ее требуется около 1,5 литров в сутки.

Игры и игрушки

Специалисты в области педагогики и психологии называют лучшими играми в этом возрасте:

  • звуковые головоломки (озвученные);
  • кукольный театр (пальчиковый);
  • шнуровки;
  • объемные пазлы;
  • конструктор из блоков.

Вызвать у малютки интерес к игрушке следует своим примером, показав, как с ней можно взаимодействовать. Всегда старайтесь включаться в процесс детских игр.

Подвижные и активные игры сейчас очень уместны. Применяйте игры, в которых бы использовались разные движения: прыжки, лазание, бег, ходьба, бросание и т.д.:

  • «Прятки».
  • «Жмурки».
  • «Солнечный зайчик». Крохе дается задание поймать «зайчика». Когда он на полу, кроха должен встать на него, когда на стене – накрыть ладошкой.
  • «По кочкам». Разложить бумажные листы по комнате и предложить перебраться через болото по кочкам.
  • «Меткий стрелок». На расстоянии двух метров ставится ведро. Ребенку дается мячик, который нужно закинуть в ведерко. Освоив это расстояние, ведро отодвигают чуть дальше.

Не спешите, всегда начинайте с простого. Освоив элементарный уровень, переходите к простому, затем к среднему и так далее.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

Двухлетний ребенок очень похож на взрослого самостоятельного индивида, но им, конечно же, не является. Тем не менее, двухлетка знает, что ему нравится, а что вызывает отторжение. Он громко может заявить о своем желании словом или целым предложением. А еще — с ним можно договориться. Это ли не чудо? А что еще ожидает родителей двухлетнего ребенка? Расскажем в этой статье.

В этой статье:

Все дети разные. Даже близнецы часто имеют разный темп развития. Любые таблицы и нормы могут служить лишь ориентиром. Едва ли кто-то может лучше мамы чувствовать ребенка и знать, что и когда ему нужно.

Приведенные ниже таблицы роста и веса детей разработаны Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в ходе исследования мальчиков и девочек по всему миру. За основу взяты измерения роста у доношенных детей, находящихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев, и их матери не курили.

Рост ребенка в 2 года

В период от полутора до двух лет дети в среднем вырастают на 5,5 см.

Нормы роста и веса у детей очень широки, зависят от срока родов и веса при рождении, вида вскармливания. Оптимально, когда показатели роста и веса находятся в одном столбце–коридоре («средний», «низкий», «выше среднего» и т.д.) или в соседних. Внимания педиатра требует ситуация, когда оба показателя находятся в крайних столбцах, или разница между коридорами значений 3 и больше (например, вес и рост в первом перцентильном коридоре «очень низкий» или вес в первом «очень низкий», а рост в пятом «выше среднего»).

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

Вес ребенка в 2 года

В период от полутора до двух лет дети в среднем прибавляют в весе 1300 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения.

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

  • строить башню из кубиков (уже выше, чем раньше);
  • открывать ящики и выбрасывать их содержимое на пол;
  • играть с пластичными материалами — глиной, пластилином, песком;
  • открывать и откручивать крышки банок и коробок (если они не очень туго закрыты);
  • рисовать пальчиковыми красками;
  • нанизывать крупные бусины на хорошо видимую и достаточно упругую веревку/ленту/леску/нить;
  • самостоятельно мыть ручки (если ваш малыш еще не научился, не беда, покажите ему, как намылить и хорошенько потереть ручки, смыть с них мыло, вытереть полотенцем — поначалу ему будет нужна ваша помощь, но потом только напоминание).
  • Он все лучше бегает.
  • По лестнице поднимается уже не приставным, а чередующимся шагом, умеет при этом обойтись без поддержки, но может попросить взрослого держать его за ручку или же сам держится за перила. Спускается пока все еще приставным шагом и с поддержкой.
  • При ходьбе может преодолеть чередующимися шагами несколько препятствий, расставленных на расстоянии около 20 см.

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

Двухлетний малыш использует предметы по назначению. Любит подражать взрослым как в быту, так и в игре. Активно обогащает свой опыт с помощью сенсорного восприятия, учится как через собственные эксперименты, так и через наблюдение за другими.

Он смело заявляет о своих желаниях и предпочтениях. Но способен и принять установленные взрослыми ограничения (принять — не значит одобрять, ребенок может выражать протест или недовольство, но способен, в конце концов, примириться и адаптироваться). Малыш может испытывать вину, когда сделает что-то «не то».

Зарождается желание играть со сверстниками. В контакте с ними малыш развивает многие навыки — через наблюдение и подражание.

Возраст двух лет славится так называемым «бунтом двухлетки». Малыш знакомится со свободой выбора — и неистово отказывается от всего подряд. Это непростой период, но обычно он длится всего несколько недель.

Здоровый малыш прекрасно разовьется в своем темпе естественным путем, не нуждаясь ни в массаже, ни в специально организованной гимнастике. Но можно ввести их в качестве игр, если вам и вашему ребенку это по душе.

Дятел на дубу сидит
И стучит, стучит, стучит.
(положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем)

Ищет под корой жучков
И съедобных червячков.
(слегка пощипать)

Ну а если грянет гром
И польется дождь потом,
(на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)

Дятел спрячется в дупло,
В нем и сухо, и тепло.
(сунуть руку за шиворот или под мышку)

Также вам может быть полезен комплекс упражнений для игровой гимнастики. Встаньте напротив малыша — ноги на ширине плеч, руки вниз ладонями внутрь — и попросите ребенка встать так же и повторять за вами каждое движение.

Утром на лужайке
Просыпались зайки.

Здравствуй, небо!
(руки вверх — потянуться на вдохе)

Здравствуй, солнце!
(руки вниз через стороны — с выдохом и улыбкой)

Здравствуй, елка!
(правую руку поднять в сторону)

Здравствуй, пень!
(левую руку поднять в сторону)

Здравствуй, новый день!
(наклон вперед и снова встать ровно)

Зайчики по лесу шли,
Зайца нового нашли.
(ходьба на месте)

Каждый зайчик не ленился,
Зайцу низко поклонился:
(наклон вперед)

Здравствуй! Здравствуй! Здравствуй!
Здравствуй, друг ушастый!
(наклон вправо, влево, вперед — и встать ровно)

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

В 2 года малыш указывает на называемые предметы как на рисунке, так и вокруг себя, а также на свои части тела.

После двух лет наблюдается «взрывное» развитие речи. Но у некоторых этот «взрыв» происходит и позже — к 3 годам. Дети начинают строить фразы. Поначалу это простые предложения из 2–3 слов.

Совершенствуется и восприятие речи. Ребенок понимает даже описание того, что еще только должно произойти, то есть понимает слова и фразы без предметного контекста.

Кроха более широко начинает использовать глаголы, названия действий. Прилагательные еще только начинает осваивать (чаще называет размер, реже форму, цвет). На первом месте остаются существительные — названия предметов. К концу третьего года жизни он знает их очень много, примерно в 3 раза больше, чем в начале года.

Малыш отлично воспринимает небольшие и простые сказки. Многократно услышав их, он может запомнить их даже наизусть, хотя связно пересказать еще не способен. Зато вы можете проверить, как хорошо он уже знает любимую сказку, если при очередном чтении будете делать выразительные паузы и поощрительно посматривать на ребенка, чтобы он назвал не договоренное вами слово. Это может стать одной из ваших любимых игр!

Двухлетние малыши еще не вполне владеют своим голосовым аппаратом, это проявляется не только в погрешностях произношения, но и в регуляции громкости: иногда малыш не может достаточно громко ответить на ваш вопрос, а в другой раз не способен говорить тихо, когда вы просите его не шуметь.

Мам в этом месяце чаще всего беспокоит:

Мой малыш еще совсем мало говорит!

Развитие индивидуально, и в речи это проявляется, пожалуй, особенно ярко. Даже если вашему малышу недавно исполнилось 2 года, а он все еще говорит лишь 3 «нормальных» слова, это еще не повод беспокоиться, если вы видите, что в целом он неплохо понимает речь и способен понятно (быть может, только для вас) сообщать вам свои мысли любыми другими способами. Продолжайте общаться с ним, заботиться о нем, давать ему пространство для игры — и наблюдайте. Скорее всего, в ближайшие месяцы его речевое развитие пойдет семимильными шагами, и к трем годам уже не будет никакой разницы с теми сверстниками, которые «разговорились» раньше.

На более ранний возраст в нашем сервисе «Развитие ребенка месяц за месяцем» мы предлагали вам различные варианты игр с малышом. Но настоящая игра начинается сейчас, после двух лет! Все, что было раньше, — скорее предметная деятельность. В тех играх, которые мы описывали, малыш подражал только что увиденным действиям взрослого. Теперь же ребенок сам создает воображаемую ситуацию!

Вы можете заметить, как он берет куклу и имитирует уход за ребенком: кормит куклу, носит на руках, переодевает, расчесывает, умывает и так далее. Но самое удивительное и прекрасное — то, что он в процессе игры «превращает» один предмет в другой! Он может кормить куклу бусинкой, но в его игре это яблочко. «Волшебное превращение» происходит путем называния. Как мы предмет назовем, тем он и будет в игре.

Поощряйте эту способность у малыша. Когда он приглашает вас поиграть вместе, активно используйте игровое переименование предметов. Возможно, это даже рассмешит вас обоих.

В 2 года развивающими игрушками могут быть любые предметы, включенные в настоящую Игру, где что угодно может быть чем угодно.

Игрушки того же типа, что и на втором году жизни, но усложненные (например, несколько пирамидок, собираемых по цвету или форме; вкладыши не объемные, а плоские; пазлы не с фигурными разрезами, а картинка, разрезанная на 3–4 одинаковых части с прямыми краями — как ни парадоксально, собрать такую сложнее, поскольку ориентироваться приходится только на логику картинки, подобрать подходящие куски чисто механически руками уже не получится).

Игрушки, поощряющие экспериментирование. Например, динамические игрушки — движущиеся под определенным воздействием; равновесные игрушки (балансиры); звуковые игрушки (ксилофон и т. п.).

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

Ребенок в 2 года в норме спит 12–13 часов в сутки, из которых 1,5–2 часа приходятся на дневной сон (в этом возрасте он уже один).

  • «Кризис двух лет», нередко вызывающий ложный отказ от дневного сна.
  • Страх темноты. Он может появиться, а может и нет. Не стоит спрашивать своего двухлетнего малыша, боится ли он темноты, если никаких признаков этого вы не видите. Но если у ребенка вдруг появилось сопротивление вечернему засыпанию, можно проверить эту версию и при необходимости оставлять на засыпание ночник со свечением желто-красного спектра (свет бело-голубого спектра оказывает более губительное влияние на «гормон сна» мелатонин).

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

«Помогите разобраться с причинами ночных «гуляний» ребенка. Дочке 2,1 г. Режим в целом выглядит так: подъем в 6–7 утра (самостоятельный), дневной сон с 13 до 15–16 часов, т.е. спит 2–3 часа, иногда и дольше пытается, но тогда будим; ужин в 19:30, затем ванна, книги и сон в 21–21:30. Бывает, что ванна через день, если ужин затягивается, чтобы не отодвигать отход ко сну. По утрам и днем ребенок обычно просыпается веселый, улыбается, днем активная, прогулка утром 1,5–2 часа, вечером 1–1,5 часа. Днем с ней няня, мы с супругом работаем, я приезжаю домой в 19, немного играем, ужинаем и проводим стандартный ритуал перед сном. Засыпать она любит, когда я рядом и держу ее за руку (я при этом сижу на ее кровати, не ложусь рядом). Спит в отдельной комнате с 1,5 лет на большой кровати.

Ночные «гуляния» случались и ранее, и в период в год +/-, тогда мы это как-то пережили. А последние 2 недели это началось снова, если не каждую ночь, то через одну точно. Дочь может проснуться в 1 или 3 ночи и 2 часа бодрствовать вплоть до включения света и игр, книжек и т.д. При этом сначала она приходит в нашу комнату, мы укладываем ее спать с собой, но засыпает с нами далеко не всегда, хотя она определенно любит спать со мной. Как урегулировать ночной сон? Мы совсем не высыпаемся, утром на работу, а я еще и в положении. Единственное, что мне приходит в голову, это постепенное принудительное сокращение дневного сна до 2 часов, чтобы продлить время бодрствования вечером и тем самым увеличить усталость ребенка».

Да, вы правы, первое, что хочется тут предложить, это ограничение дневного сна до 2 часов или даже до 1:45–1:50. При этом вечернее укладывание остается примерно в то же время, что и сейчас. Если же это не поможет (или поможет на несколько ночей, а потом регулярные «гуляния» вернутся и с сокращенным дневным сном), то следующий шаг — сдвиг вечернего укладывания на чуть более позднее время. Время утреннего подъема не меняется, то есть вы как бы показываете дочке, что ночь стала короче, и компенсировать «гуляния» ни более поздним подъемом, ни более длинным дневным сном уже не получится. И в этом случае, когда «гуляния» уйдут, время укладывания вечером постепенно, по 15–20 минут, возвращается к привычному (21–21:30).

Если вашего малыша каждый раз приходится укладывать «с боем» или если он, по всей видимости, постоянно не высыпается, посмотрите запись вебинара «1–3 года: все, что вы хотели узнать про сон ребенка».

Ссылка на основную публикацию