Показатели развития в 2 года, или что должен уметь делать двухлетний ребенок

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 2–3 лет»

Основные навыки, которые должен освоить ребенок,чтобы ему было комфортно в детском саду это:

умение самостоятельно есть ложкой;

ходить на горшок;

умение членораздельно разговаривать простыми фразами.

Также существуют определенные стандарты развития ребенка, разработанные педагогами и психологами. Итак, что должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет:

Память, внимание, мышление

В возрасте 2-3 лет кроха учиться сосредотачиваться. Чтобы помочь ему это сделать побольше говорите с ним, учите задавать вопросы и отвечать на них. Показывайте малышу картинки. Пусть малыш найдет, что на них лишнее, чего не хватает, правильно ли выбран цвет. Учите ребенка обосновывать свой ответ. Важные навыки, которые должен освоить малыш в этом возрасте:

Правильно складывать пирамидку.

Узнавать предметы по их частям (например: колесо от машинки).

Складывать пазлы из 2-4 частей.

Узнавать и называть основные цвета.

Называть недостающие части у предметов.

По описанию выбирать из трёх предметов нужный.

Рассказывать по памяти о содержании картинок по наводящим вопросам.

Помнить, что делал утром, днём и вечером.

В 2-3 года ребенок должен иметь представление о количестве предметов, их величине и форме. Познакомьте кроху с понятиями «много», «мало», «один», «ни одного». Какие математические знания должен освоить кроха:

Узнавать основные геометрически фигуры (круг, квадрат, треугольник) находить похожие на них предметы в окружающей обстановке.

Считать в пределах пяти.

Знать, сколько лап у кошки, ушей у зайца, пальцев на руке и т. д.

Сравнивать 2-3 предмета разной длины, ширины и высоты.

Находить предмет, ориентируясь на его местоположение (вверху, внизу, на нижней полке).

В этом возрасте у ребенка активно развивается речь. Обычно уже к двум годам словарный запас крохи составляет в среднем 300 слов, а к 3 годам тысячу слов и более. Кроха уже умеет четко произносить большинство звуков, понимает речь других людей, учиться согласовывать слова в предложения.Также малыш уже умеет:

Называть предметы окружающей обстановки и знать об их назначении.

Понимает, какие предметы относятся к группе «мебель», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда» и т. д.

Знает, из каких частей состоят предметы (например: у дома есть крыша, окно, дверь, труба, крыльцо и т. д.).

Называет действия людей и животных (бежит, прыгает, лежит, рисует и т. д.).

Находит предмет по описанию (мяч – круглый, резиновый, красный).

Умеет самостоятельно составлять простое описание предмета.

Знает, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

Поддерживает беседу: задает вопросы, и правильно (по форме и содержанию) на них отвечает.

Запоминает несложные потешки, стихи.

Малыш начинает пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами; учится проводить различные линии, рисовать окружности, раскрашивать картинки. Ещё не всё получается, но ребёнок обычно с удовольствием выполняет подобные задания.

«Будущий первоклассник?» Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к семи годам» Интеллектуальное развитие К семи годам ребенок должен уметь: Решать простые логические задачки; Без труда находить.

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок 4–5 лет» Сегодня мы – дети, педагоги и родители отправляемся в круиз по океану Знаний, которое продлится еще не один год. Чтобы отправится в такое.

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в подготовительной к школе группе?» Что должен знать и уметь ребенок ЗПР в подготовительной к школе группе? Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по.

Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок к 5 годам» Памятка для родителей “Что должен знать и уметь ребенок к 5 годам. ” Математика 1. Уметь определять расположение предметов: справа, слева,.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о родном городе?» «Что должен знать ребенок о родном городе?» У каждого человека есть своя малая Родина. Ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать.

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок в 6–7 лет» Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основные свойства личности.

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок выпускной группы» Ваш ребёнок пойдёт в школу. (Что нужно знать родителям) Развитие речи и готовность к овладению грамотой 1. Умение интонационно выделять.

Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок старшей группы» Что должен знать и уметь ребенок старшей группы (5–6 лет) Ознакомление с окружающим: • Уметь свободно ориентироваться в помещении и на.

Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 4 года» Социально-коммуникативное развитие – соблюдение поведения в общественных местах со взрослыми и сверстниками; – оценивает поступки сверстников.

Особенности развития и созревания физиологических систем организма детей второго года жизни

развитие детей второго года жизни

Этот возраст называют ясельным. Период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, как на первом году, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200-250 г, а рост – на 1 см. Это усредненные данные, на которые можно ориентироваться, взвешивая и измеряя ребенка.

Изменяются и сами пропорции тела ребенка; если размер головы у новорожденного ребенка составляет около ¼ от общей длины тела, то к 2-х летнему возрасту он постепенно уменьшается до 1/5.

Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Дети уже умеют сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время – до 10 минут. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память: ребенок помнит события, произошедшие несколько часов назад. Стремительно улучшается речь, накапливается активный словарный запас.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90 ударов в минуту, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.

Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом росте почек объем мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты – как следствие, позыв к мочеиспусканию слабый. Большинство детей только к 3 годам смогут своевременно реагировать на переполнение мочевого пузыря. Поэтому не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие – только после третьего года жизни. Убедиться, что ребенок готов к формированию навыка опрятности, можно по следующим признакам:

  • остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим по-сле дневного сна;
  • опорожнение мочевого пузыря или кишечника начинается каждый день в одно и тоже время (например, утром или после еды);
  • обращает внимание на соответствующие функции организма: находит способ дать знать, что собирается что-то «сотворить» (затихает, кряхтит, отходит в уголок, иногда может сказать, как-то «прокомментировать» мокрые трусики);
  • испытывает чувство брезгливости при виде грязных рук, лица или от-вращение к мокрым подгузникам;
  • начинает чувствовать разницу между мокрым и сухим, грязным и чистым;
  • знает специфическую терминологию, принятую в семье («пи-пи» и пр.);
  • может сообщить о своих потребностях и выполняет простые указания;
  • проявляет любопытство к поведению других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную).

Опорожнение кишечника после года происходит обычно раз в сутки. Меняется характер стула: он становится более плотным, темного цвета, с характерным неприятным запахом. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не было запоров, для этого нужно строго соблюдать возрастной режим питания. При склонности к этому недугу следует обратиться к врачу. Проверенный временем способ борьбы с запорами: давать ребенку по утрам полстакана кипяченой воды комнатной температуры и предлагать пользоваться горшком в одно и то же время.

От 1 года до 1,5 лет ребенок должен спать по-прежнему два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки. Второй – после обеда или перед полдником, если после обеда малыш активно бодрствует. Продолжительность дневного сна у всех детей неодинакова, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон длится 10-11 часов.

Иногда ослабленные, недоношенные дети, находящиеся в периоде адаптации к детскому саду (яслям), дольше полутора лет сохраняют второй сон. Предоставьте им такую возможность. Они сами перейдут на один сон, когда будут готовы. Вообще этот процесс крайне индивидуальный. После 1 года 6 месяцев ребенку оставляют один дневной сон только в том случае, если он здоров и ко времени укладывания находится в бодром, активном состоянии. Если через некоторое время он начинает проявлять признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то его временно (на две-три недели) снова следует перевести на два дневных сна. Ранний (до 1,5 лет) переход на один сон нежелателен – малыши устают от длительного бодрствования, перевозбуждаются, долго не засыпают.

От 1,5 до 2 лет дети спят днем один раз, около 2-3 часов. Общая продолжительность сна должна составлять не менее 13-14 часов.

Дневной сон лучше по-прежнему проводить на свежем воздухе. Хорошо, если есть возможность уложить ребенка на открытой веранде, в лоджии, в саду. Конечно, это вызывает определенные трудности, ведь в коляске ему уже тесно, а на раскладушке или в гамаке детям спать нельзя во избежание искривления позвоночника.

Можно организовать дневной сон в комнате, но при этом должен быть постоянный приток свежего воздуха. Не бойтесь зимой открывать форточку, а летом – окно или балконную дверь. Перед ночным сном хорошо проветривайте комнату, а на ночь оставляйте неплотно закрытую форточку или окно. Достаточное содержание кислорода в воздухе – важное условие спокойного крепкого сна.

На время сна повяжите ребенку косынку и накройте теплым одеялом. При нормальной комнатной температуре ребенка нужно укрывать тонким шерстяным одеялом в пододеяльнике, подвернув его конвертом под мат-рас. Во сне ребенок не должен перегреваться, потеть, иначе он будет стремиться освободиться от одеяла и может переохладиться. Подумайте об одежде для сна – просторной, не стесняющей движений.

В течение первых двух лет жизни, когда особенно заметен рост ребенка (он увеличивается примерно на 32 см), малышу необходимо часто отдыхать лежа. Стоя ребенок растет хуже.

С 1,5 лет можно укладывать ребенка на подушку. Она должна быть плоской, не выше 2 см, не пуховой и не перьевой.

При наличии проблем со стороны носоглотки перед сном нужно произвести туалет носа водой «Аква-марис», в противном случае стекающая по задней стенке глотки слизь накапливается и вызывает кашель (под утро или в конце дневного сна).

Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам в одно и то же время, он бодр, энергичен, жизнерадостен.

Не позволяйте ребенку после пробуждения долго лежать в постели: эта привычка расслабляет, снижает тонус организма уже настроившегося на бодрствование. Проснулся, потянулся – и вставай! Перед сном тоже необхо¬дим определенный настрой – спокойные игры, тихое чтение. Тогда «переключившийся» на сон ребенок спокойно засыпает.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ – ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребенок испытывает ненасытное желание исследования и автономии («я», «я одна», «я сама»).

Существует такой возрастной феномен, как истерики 2-го года жизни, сопровождающие социальное развитие детей (их проявления: капризы, немотивированный плач, негативные и протестующие реакции и т.д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выразить свои потребности и желания, а также относительную социальную незрелость только начинающих говорить детей (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).

Несоответствие между затрудненным импульсным контролем и познавательными способностями детей 1-2 лет жизни увеличивает риск случайного травматизма: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животными. А также первые инфекции, занесенные через рот грязными руками (кишечные, ТВЦ, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.

Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте все условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая все факторы риска.

В основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно, не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для поцелуев и нежности.

Материал подготовлен врачом-неврологом клиники «Призвание» Мерзляковой Г.Н.

Лекции кафедры поликлинической педиатрии, Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ.

Что должен уметь и знать ребенок в 2 года: памятка для родителей

Что должен уметь и знать малыш в 2 года

Каждый год жизни ребенка играет большую роль в его развитии. Поэтому родителям нужно понимать, какими знаниями и умениями должен обладать нормально развивающийся малыш, чтобы вовремя выявить и скорректировать дефекты.

Содержание статьи:

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года

В двухлетнем возрасте мозг малыша активно развивается. Он как губка впитывает информацию об окружающем мире, проявляется живой интерес ко всему происходящему.

Читайте также:  Фарингосепт при беременности в 1, 2 и 3 триместре: инструкция по применению

У малыша развивается речь, память, мышление. Двухлетка должен уметь следующее:

  • подражать взрослым, выполняя простые бытовые действия;
  • знать и различать от одного до четырех цветов;
  • называть или показывать на пальцах свой возраст;
  • знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
  • уметь комментировать происходящее вокруг.

В столь раннем возрасте новые навыки приобретаются и закрепляются очень быстро, поэтому развивающие занятия очень полезны для малыша.

Развитие речи

Развитие речи ребенка в 2 года

В два года многие дети уже умеют разговаривать. Конечно, их словарный запас еще очень маленький – он составляет 200–300 слов. Сложные звуки малыш еще не умеет выговаривать.

Речевое развитие двухлетнего ребенка включает в себя следующие навыки:

  • построение простых предложений, состоящих из двух-трех слов;
  • умение заканчивать строчки знакомых стихов (взрослый произносит начало строки, ребенок – конец);
  • постепенная замена таких слов как «мяу-мяу» или «гав-гав» словами «кошечка», «собачка»;
  • умение называть знакомые предметы;
  • появление в речи обобщающих понятий («одежда», «игрушки», «продукты»).

Двухлетки не только хорошо запоминают новые слова, но и придумывают свои. Словотворчество – один из признаков правильного речевого развития малыша. Больше информации о развитии речи ребенка читайте в нашей статье « Как научить ребёнка говорить: способы, игры и упражнения ».

Психическое развитие

Два года – это возраст, когда дети начинают проявлять первую самостоятельность. Они стремятся многие вещи делать сами – одеваться, доставать одежду или игрушки из шкафа и многое другое. Если ребенок не может четко выразить свое желание, он начинает плакать, капризничать, устраивать истерики.

В два года механизмы саморегулирования организма еще плохо развиты. Поэтому любой физический дискомфорт (недосып, голод, холод или жара) влияют на психическое состояние. Ребенок не может сосредоточиться на выполняемом занятии или игре, капризничает, хнычет. Заметив такое поведение, нужно выяснить, что беспокоит кроху.

На детей сильно влияет окружающая обстановка. Ругань и ссоры в семье негативно отражаются на детской психике. Ребенок, который часто слышит крики родителей, становится нервозным, пугливым, плохо спит. А вот теплая домашняя атмосфера, наоборот, способствует развитию уравновешенной, спокойной личности.

Психоэмоциональное развитие

В столь раннем возрасте эмоционально-волевая сфера еще совершенно неразвита. Малыш не умеет контролировать свои эмоции, поэтому плачет, когда ему что-то не нравится. Его настроение очень неустойчиво: еще минуту назад он весело смеялся, а сейчас громко рыдает, потому что ему чего-то не разрешили.

Из-за этой нестабильности дети часто перенимают настроение окружающих. Если ребенок спокойно играет, и рядом с ним вдруг заплачет другой малыш, то он тоже может зарыдать. Родители должны понимать эту особенность детской психики и не удивляться беспричинным слезам.

Двухлетки еще не умеют воспринимать сверстников как себе подобных. Они могут играть рядом, но не взаимодействуют друг с другом. Понятий о дружбе в таком возрасте еще нет, поэтому малыши часто дерутся, отбирают друг у друга игрушки и не понимают, почему взрослые не поощряют такое поведение.

Психологическое развитие

Возраст 2 года в некотором смысле считается переходным. Ребенок переходит от младенчества к младшему дошкольному возрасту. В этот период взрослые закладывают в малыша фундамент его будущей личности. Каждый месяц жизни вносит свои изменения.

Двухлетние дети еще не могут обучаться на собственном опыте, поэтому подражают взрослым, которые значимы для них (это могут быть не только родители, но и старшие братья и сестры, воспитатель в детском саду). А поскольку ребенок еще не умеет различать хорошее и плохое, он подражает всему.

Внимание двухлетки нестабильно и рассеяно. Он может сосредоточиться только на той деятельности, которая его по-настоящему увлечет. Поэтому все обучающие занятия нужно организовывать так, чтобы крохе было интересно. Читайте в нашей статье о том, как развить внимание у ребенка.

С двух лет у ребенка начинают вырабатываться такие личностные качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность. Задача взрослых – понемногу расширять границы свободы малыша, давая ему возможность развития этих качеств.

Навыки самообслуживания

Навыки самообслуживания в 2 года

В два года малыш уже далеко не беспомощный. Он многое умеет делать сам. Степень самостоятельности зависит от того, насколько взрослые уделяют этому внимание. Дети, которые уже посещают детский сад, обычно умеют больше своих сверстников, сидящих дома. Хотя и дома можно без труда обучить малыша элементарным навыкам самообслуживания.

В два годика ребенок должен уметь:

  • мыть и вытирать руки (можно с небольшой помощью взрослого);
  • одеваться и раздеваться с помощью взрослого;
  • складывать вещи;
  • расстегивать крупные пуговицы;
  • развязывать шнурки;
  • держать ложку, есть, пить из чашки;
  • пользоваться салфеткой за столом;
  • пользоваться носовым платком с помощью взрослого.

Чтобы малыш быстрее заучил новый навык, нужно не просто показывать ему действия, но и объяснять каждый этап. Например, «сначала закатим рукава, затем откроем воду, возьмем мыло, намочим руки» и т. д.

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность в 2 года

Ребенок двух лет уже имеет элементарные навыки рисования. Изобразительная деятельность способствует познавательному развитию, поэтому ребенку нужно ей заниматься. Рисуя, кроха познает окружающий мир и самого себя.

Дети в два года должны уметь:

  • держать в руке карандаш, фломастер, кисточку;
  • рисовать линии, кружочки, точки;
  • изображать простые композиции (дождь, траву, солнце);
  • раскрашивать простые рисунки (цветок, домик, машинку);
  • делать отпечатки на бумаге губкой;
  • умело рисовать пальчиковыми красками;
  • отрывать кусочки пластилина, делать из них шарики и колбаски, соединять концы колбасок в бублик.

Если ребенок еще не владеет всеми этими навыками, переживать не стоит. Все малыши разные, и развитие у них идет с разной скоростью.

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка в 2 года

В возрасте двух лет малыш совершенствует основной двигательный навык – ходьбу и другие, связанные в ней умения. Поэтому двухлетки такие активные – они обожают бегать, прыгать, лазить везде, где только можно. В норме ребенок должен уметь следующее:

  • уверенно ходить и бегать;
  • наклоняться и приседать, сохраняя равновесие;
  • ходить боком и вперед спиной, повернув голову, чтобы видеть направление движения;
  • лазить по детской лестнице, шведской стенке;
  • преодолевать препятствия высотой до 20 см;
  • подниматься и спускаться по лестнице с помощью взрослого;
  • бросать и пинать ногой мяч.

В период с двух до трех лет ребенок учится координировать движения и лучше сохранять равновесие. К концу третьего года малыш умеет уже очень многое.

Мелкая моторика

Мелкая моторика в 2 года

В два года малышам очень нравится играть с мелкими предметами. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики. Двухлетка должен уметь:

  • нанизывать на нитку крупные бусины;
  • собирать мелкие предметы в коробочку;
  • перелистывать страницы книги;
  • собирать пирамидку из колечек, строить башню из кубиков;
  • расстегивать пуговицы, липучки, молнии;
  • переодевать куклу с помощью взрослого;
  • уверенно пользоваться ложкой, расческой.

В этом возрасте очень важно активно развивать мелкую моторику. Однако нужно следить, чтобы, играя с мелкими предметами, кроха не проглотил их, не засунул в нос или ухо.

Развитие восприятия

Развитие восприятия в 2 года

В два года восприятие носит непроизвольный характер. Малыш обращает внимание на яркие, выраженные признаки того или иного предмета. Причем, эти признаки могут быть далеко не главными.

Ребенок уже умеет различать предметы по форме, цвету, размеру. Основную массу информации он получает через зрение. Двухлетки уже хорошо координируют зрительную систему, но им сложно одновременно воспринимать целое и его части. Например, потеряв в толпе маму, они не смогут быстро найти ее.

Тактильное восприятие помогает крохе ориентироваться в окружающем мире. Он учится различать холодное и горячее, мягкое и твердое, гладкое и шершавое.

Что касается слухового восприятия, то в этом возрасте дети уже хорошо понимают интонацию, с которой говорят взрослые, различают знакомые стишки и песенки.

Что должен знать и уметь ребенок в 2 года по ФГОС

Строгих правил для детей двух лет по Федеральному государственному образовательному стандарту нет. Дети в этом возрасте еще очень маленькие, и их знания и умения могут сильно различаться. Но небольшая памятка для родителей поможет сориентироваться в основных показателях.

  • К двум годам малыш уже умеет разговаривать, и его словарный запас постоянно растет. Он учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
  • Двухлетка должен владеть элементарными навыками самообслуживания: мыть руки, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться с помощью взрослого.
  • Стремление познавать окружающий мир, физическая активность – признаки нормального развития.

Родители должны регулярно показывать малыша педиатру и неврологу, чтобы вовремя выявить возможные физические или психические нарушения.

Отличия в развитии мальчиков и девочек в 2 года

Отличия в развитии мальчиков и девочек в 2 года

В этом возрасте малыши уже начинают осознавать свою половую принадлежность. Девочки-двухлетки более спокойны и медлительны, чем мальчики. Они стремятся получить одобрение и восхищение взрослых. Любят привлекать к себе внимание, жаждут похвалы.

Мальчики более смелые, расторопные, шумные. Физическую активность любят больше, чем интеллектуальные занятия. Им трудно усидеть на месте, они постоянно хотят куда-то бежать или лезть.

Выводы

Двухлетний возраст – это период активного познания окружающего мира и самого себя. Малыш учится хорошо владеть своим телом, совершенствует навыки ходьбы, бега, прыжков. У него развивается речь, память, мышление. В этом возрасте он уже начинает осознавать себя как личность.

Если вы хотите помочь своему ребенку, создать благоприятные условия для его развития, обращайтесь в наши детские центры. Наши развивающие программы помогут выявить и раскрыть способности малыша в раннем возрасте.

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

Двухлетний ребенок очень похож на взрослого самостоятельного индивида, но им, конечно же, не является. Тем не менее, двухлетка знает, что ему нравится, а что вызывает отторжение. Он громко может заявить о своем желании словом или целым предложением. А еще — с ним можно договориться. Это ли не чудо? А что еще ожидает родителей двухлетнего ребенка? Расскажем в этой статье.

В этой статье:

Все дети разные. Даже близнецы часто имеют разный темп развития. Любые таблицы и нормы могут служить лишь ориентиром. Едва ли кто-то может лучше мамы чувствовать ребенка и знать, что и когда ему нужно.

Приведенные ниже таблицы роста и веса детей разработаны Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в ходе исследования мальчиков и девочек по всему миру. За основу взяты измерения роста у доношенных детей, находящихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев, и их матери не курили.

Рост ребенка в 2 года

В период от полутора до двух лет дети в среднем вырастают на 5,5 см.

Нормы роста и веса у детей очень широки, зависят от срока родов и веса при рождении, вида вскармливания. Оптимально, когда показатели роста и веса находятся в одном столбце–коридоре («средний», «низкий», «выше среднего» и т.д.) или в соседних. Внимания педиатра требует ситуация, когда оба показателя находятся в крайних столбцах, или разница между коридорами значений 3 и больше (например, вес и рост в первом перцентильном коридоре «очень низкий» или вес в первом «очень низкий», а рост в пятом «выше среднего»).

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

Вес ребенка в 2 года

В период от полутора до двух лет дети в среднем прибавляют в весе 1300 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения.

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

  • строить башню из кубиков (уже выше, чем раньше);
  • открывать ящики и выбрасывать их содержимое на пол;
  • играть с пластичными материалами — глиной, пластилином, песком;
  • открывать и откручивать крышки банок и коробок (если они не очень туго закрыты);
  • рисовать пальчиковыми красками;
  • нанизывать крупные бусины на хорошо видимую и достаточно упругую веревку/ленту/леску/нить;
  • самостоятельно мыть ручки (если ваш малыш еще не научился, не беда, покажите ему, как намылить и хорошенько потереть ручки, смыть с них мыло, вытереть полотенцем — поначалу ему будет нужна ваша помощь, но потом только напоминание).
  • Он все лучше бегает.
  • По лестнице поднимается уже не приставным, а чередующимся шагом, умеет при этом обойтись без поддержки, но может попросить взрослого держать его за ручку или же сам держится за перила. Спускается пока все еще приставным шагом и с поддержкой.
  • При ходьбе может преодолеть чередующимися шагами несколько препятствий, расставленных на расстоянии около 20 см.

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

Двухлетний малыш использует предметы по назначению. Любит подражать взрослым как в быту, так и в игре. Активно обогащает свой опыт с помощью сенсорного восприятия, учится как через собственные эксперименты, так и через наблюдение за другими.

Он смело заявляет о своих желаниях и предпочтениях. Но способен и принять установленные взрослыми ограничения (принять — не значит одобрять, ребенок может выражать протест или недовольство, но способен, в конце концов, примириться и адаптироваться). Малыш может испытывать вину, когда сделает что-то «не то».

Зарождается желание играть со сверстниками. В контакте с ними малыш развивает многие навыки — через наблюдение и подражание.

Возраст двух лет славится так называемым «бунтом двухлетки». Малыш знакомится со свободой выбора — и неистово отказывается от всего подряд. Это непростой период, но обычно он длится всего несколько недель.

Здоровый малыш прекрасно разовьется в своем темпе естественным путем, не нуждаясь ни в массаже, ни в специально организованной гимнастике. Но можно ввести их в качестве игр, если вам и вашему ребенку это по душе.

Дятел на дубу сидит
И стучит, стучит, стучит.
(положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем)

Ищет под корой жучков
И съедобных червячков.
(слегка пощипать)

Ну а если грянет гром
И польется дождь потом,
(на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)

Дятел спрячется в дупло,
В нем и сухо, и тепло.
(сунуть руку за шиворот или под мышку)

Также вам может быть полезен комплекс упражнений для игровой гимнастики. Встаньте напротив малыша — ноги на ширине плеч, руки вниз ладонями внутрь — и попросите ребенка встать так же и повторять за вами каждое движение.

Читайте также:  Почему выпадают волосы у мужчин: что делать для предотвращения облысения

Утром на лужайке
Просыпались зайки.

Здравствуй, небо!
(руки вверх — потянуться на вдохе)

Здравствуй, солнце!
(руки вниз через стороны — с выдохом и улыбкой)

Здравствуй, елка!
(правую руку поднять в сторону)

Здравствуй, пень!
(левую руку поднять в сторону)

Здравствуй, новый день!
(наклон вперед и снова встать ровно)

Зайчики по лесу шли,
Зайца нового нашли.
(ходьба на месте)

Каждый зайчик не ленился,
Зайцу низко поклонился:
(наклон вперед)

Здравствуй! Здравствуй! Здравствуй!
Здравствуй, друг ушастый!
(наклон вправо, влево, вперед — и встать ровно)

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

В 2 года малыш указывает на называемые предметы как на рисунке, так и вокруг себя, а также на свои части тела.

После двух лет наблюдается «взрывное» развитие речи. Но у некоторых этот «взрыв» происходит и позже — к 3 годам. Дети начинают строить фразы. Поначалу это простые предложения из 2–3 слов.

Совершенствуется и восприятие речи. Ребенок понимает даже описание того, что еще только должно произойти, то есть понимает слова и фразы без предметного контекста.

Кроха более широко начинает использовать глаголы, названия действий. Прилагательные еще только начинает осваивать (чаще называет размер, реже форму, цвет). На первом месте остаются существительные — названия предметов. К концу третьего года жизни он знает их очень много, примерно в 3 раза больше, чем в начале года.

Малыш отлично воспринимает небольшие и простые сказки. Многократно услышав их, он может запомнить их даже наизусть, хотя связно пересказать еще не способен. Зато вы можете проверить, как хорошо он уже знает любимую сказку, если при очередном чтении будете делать выразительные паузы и поощрительно посматривать на ребенка, чтобы он назвал не договоренное вами слово. Это может стать одной из ваших любимых игр!

Двухлетние малыши еще не вполне владеют своим голосовым аппаратом, это проявляется не только в погрешностях произношения, но и в регуляции громкости: иногда малыш не может достаточно громко ответить на ваш вопрос, а в другой раз не способен говорить тихо, когда вы просите его не шуметь.

Мам в этом месяце чаще всего беспокоит:

Мой малыш еще совсем мало говорит!

Развитие индивидуально, и в речи это проявляется, пожалуй, особенно ярко. Даже если вашему малышу недавно исполнилось 2 года, а он все еще говорит лишь 3 «нормальных» слова, это еще не повод беспокоиться, если вы видите, что в целом он неплохо понимает речь и способен понятно (быть может, только для вас) сообщать вам свои мысли любыми другими способами. Продолжайте общаться с ним, заботиться о нем, давать ему пространство для игры — и наблюдайте. Скорее всего, в ближайшие месяцы его речевое развитие пойдет семимильными шагами, и к трем годам уже не будет никакой разницы с теми сверстниками, которые «разговорились» раньше.

На более ранний возраст в нашем сервисе «Развитие ребенка месяц за месяцем» мы предлагали вам различные варианты игр с малышом. Но настоящая игра начинается сейчас, после двух лет! Все, что было раньше, — скорее предметная деятельность. В тех играх, которые мы описывали, малыш подражал только что увиденным действиям взрослого. Теперь же ребенок сам создает воображаемую ситуацию!

Вы можете заметить, как он берет куклу и имитирует уход за ребенком: кормит куклу, носит на руках, переодевает, расчесывает, умывает и так далее. Но самое удивительное и прекрасное — то, что он в процессе игры «превращает» один предмет в другой! Он может кормить куклу бусинкой, но в его игре это яблочко. «Волшебное превращение» происходит путем называния. Как мы предмет назовем, тем он и будет в игре.

Поощряйте эту способность у малыша. Когда он приглашает вас поиграть вместе, активно используйте игровое переименование предметов. Возможно, это даже рассмешит вас обоих.

В 2 года развивающими игрушками могут быть любые предметы, включенные в настоящую Игру, где что угодно может быть чем угодно.

Игрушки того же типа, что и на втором году жизни, но усложненные (например, несколько пирамидок, собираемых по цвету или форме; вкладыши не объемные, а плоские; пазлы не с фигурными разрезами, а картинка, разрезанная на 3–4 одинаковых части с прямыми краями — как ни парадоксально, собрать такую сложнее, поскольку ориентироваться приходится только на логику картинки, подобрать подходящие куски чисто механически руками уже не получится).

Игрушки, поощряющие экспериментирование. Например, динамические игрушки — движущиеся под определенным воздействием; равновесные игрушки (балансиры); звуковые игрушки (ксилофон и т. п.).

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

Ребенок в 2 года в норме спит 12–13 часов в сутки, из которых 1,5–2 часа приходятся на дневной сон (в этом возрасте он уже один).

  • «Кризис двух лет», нередко вызывающий ложный отказ от дневного сна.
  • Страх темноты. Он может появиться, а может и нет. Не стоит спрашивать своего двухлетнего малыша, боится ли он темноты, если никаких признаков этого вы не видите. Но если у ребенка вдруг появилось сопротивление вечернему засыпанию, можно проверить эту версию и при необходимости оставлять на засыпание ночник со свечением желто-красного спектра (свет бело-голубого спектра оказывает более губительное влияние на «гормон сна» мелатонин).

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

«Помогите разобраться с причинами ночных «гуляний» ребенка. Дочке 2,1 г. Режим в целом выглядит так: подъем в 6–7 утра (самостоятельный), дневной сон с 13 до 15–16 часов, т.е. спит 2–3 часа, иногда и дольше пытается, но тогда будим; ужин в 19:30, затем ванна, книги и сон в 21–21:30. Бывает, что ванна через день, если ужин затягивается, чтобы не отодвигать отход ко сну. По утрам и днем ребенок обычно просыпается веселый, улыбается, днем активная, прогулка утром 1,5–2 часа, вечером 1–1,5 часа. Днем с ней няня, мы с супругом работаем, я приезжаю домой в 19, немного играем, ужинаем и проводим стандартный ритуал перед сном. Засыпать она любит, когда я рядом и держу ее за руку (я при этом сижу на ее кровати, не ложусь рядом). Спит в отдельной комнате с 1,5 лет на большой кровати.

Ночные «гуляния» случались и ранее, и в период в год +/-, тогда мы это как-то пережили. А последние 2 недели это началось снова, если не каждую ночь, то через одну точно. Дочь может проснуться в 1 или 3 ночи и 2 часа бодрствовать вплоть до включения света и игр, книжек и т.д. При этом сначала она приходит в нашу комнату, мы укладываем ее спать с собой, но засыпает с нами далеко не всегда, хотя она определенно любит спать со мной. Как урегулировать ночной сон? Мы совсем не высыпаемся, утром на работу, а я еще и в положении. Единственное, что мне приходит в голову, это постепенное принудительное сокращение дневного сна до 2 часов, чтобы продлить время бодрствования вечером и тем самым увеличить усталость ребенка».

Да, вы правы, первое, что хочется тут предложить, это ограничение дневного сна до 2 часов или даже до 1:45–1:50. При этом вечернее укладывание остается примерно в то же время, что и сейчас. Если же это не поможет (или поможет на несколько ночей, а потом регулярные «гуляния» вернутся и с сокращенным дневным сном), то следующий шаг — сдвиг вечернего укладывания на чуть более позднее время. Время утреннего подъема не меняется, то есть вы как бы показываете дочке, что ночь стала короче, и компенсировать «гуляния» ни более поздним подъемом, ни более длинным дневным сном уже не получится. И в этом случае, когда «гуляния» уйдут, время укладывания вечером постепенно, по 15–20 минут, возвращается к привычному (21–21:30).

Если вашего малыша каждый раз приходится укладывать «с боем» или если он, по всей видимости, постоянно не высыпается, посмотрите запись вебинара «1–3 года: все, что вы хотели узнать про сон ребенка».

Как развивать ребенка в 2 года

Как развивать ребенка в 2 годf

Маленького ребенка можно сравнить с кусочком глины: что вы из него вылепите, таким он и вырастет. Именно поэтому развитием малыша следует заниматься с раннего детства, тем более что в этом возрасте дети очень податливы, любознательны, быстро и с удовольствием учатся всему новому. О том, как это делать правильно, когда ребенку исполнилось 2 года, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Особенности развития ребенка в 2 года

В этом возрасте малыш с удовольствием изучает окружающий мир, ему хочется все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что находится внутри. Он уже неплохо владеет своим телом, кое-что может делать сам.

Физическое развитие:

  • ребенок научился координировать движения;
  • большая и мелкая моторика достаточно развиты;
  • движения правильны.

Навыки самообслуживания:

  • сам ест и пьет;
  • ходит в туалет и умывается, моет руки;
  • может без помощи снять и надеть одежду.

Интеллектуальное развитие:

  • активно пополняется словарный запас;
  • с удовольствием общается с другими детьми и взрослыми;
  • ощущает высокую потребность в изучении окружающего мира;
  • рисование, танцы, музыка, пение.

Чем заниматься с ребенком для физического развития

Наиболее простое и эффективное занятие, которое вы можете предложить ребенку – это всевозможные игры с мячиком. Начать можно с элементарного бросания мячика в руки ребенку, тем более эта игра подходит и для небольшой квартиры. Во время занятия развиваются хватательные движения, умение быстро и точно рассчитывать каждое действие.

Другой вариант игры: сядьте на пол друг напротив друга, широко раскиньте ноги, чтобы получилось наподобие ворот. Катая мяч туда-сюда по определенной траектории, ребенок научиться концентрировать внимание на своих действиях.

Еще одна интересная игра с мячом, конечно, это съедобное-несъедобное. Она не только веселая и нравится всем малышам без исключения, но и отлично развивает реакцию, ведь нужно быстро сообразить, можно есть названный предмет или нельзя, и принять верное решение.

Что еще можно сделать с мячом?

  • поиграть в футбол с чередованием ног;
  • подбрасывать его вверх;
  • пытаться забросить в корзину;

Полезно для физического развития также и преодоление всевозможных препятствий: например, занятия на шведской стенке, гимнастическом бревне, турнике. У маленьких детей нет острого чувства опасности, поэтому заниматься на спортивных снарядах они должны только под присмотром родителей.

Специалисты центра «Каркуша» рекомендуют следующие игры, которые подходят для дома и улицы:

  • жмурки;
  • салочки;
  • лабиринт (его можно нарисовать мелом или выложить лентой на полу);
  • прыгалки;
  • игровой массаж типа «ехал поезд»;
  • хождение по рассыпанной крупе, мелким круглым камушкам, на цыпочках и т. д.

Игры для интеллектуального развития

В эту группу входят игры, направленные на улучшение мелкой моторики и сенсорного восприятия. То, как ребенок двигает своими пальчикам и ручками, взаимосвязано с развитием важных мозговых центров, таких как центры речи, зрения, координации движений, мышления. Какие развивающие занятия вы можете организовать в домашних условиях?

  • Раскрашивание крупных рисунков и рисование красками, мелками, карандашами.
  • Вырезание ножницами основных фигур из картона.
  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с колобков и колбасок и постепенно переходите к более сложным фигуркам.
  • Различные аппликации из бумаги, журнальных картинок, картона.
  • Игры с мелкими предметами: фасолью, цветным рисом (покрасьте обычную крупу пищевыми красителями для яиц), пуговицами, ракушками, мини-машинками.

Дайте ребенку разобрать обыкновенный ящик комода, только сначала убедитесь, что все предметы безопасны. Еще одна простая игра: складывание фасоли или пуговиц в пластиковую бутылку с узким горлом.

Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу создал шедевр. Всегда идите от простейшего к сложному и не давите на ребенка, если у него не получается или он устал. Обязательно объясните правила безопасности. Помогайте ему на первых занятиях, со временем он научится выполнять эти действия самостоятельно. Не скупитесь на похвалу, даже если нарисованный домик не похож на здание. Устройте домашнюю выставку, показывайте творения другим членам семьи, чтобы ребенок запомнил состояние успеха.

Зачем нужно играть в песочнице?

Песочница – это не только место, где у ребенка появляются первые друзья. Для детей это мощный источник тактильных ощущений и творческих возможностей, которые способствуют интеллектуальному развитию.

  • Строительство замков, тоннелей и прочих сооружений пробуждает фантазию.
  • Выпечка куличиков, игры с формочками помогают лучше отличать формы и размеры.
  • Взаимодействие с другими детьми развивает коммуникативные навыки, кругозор.
  • Мелкие песчинки обеспечивают постоянный массаж пальчиков и ладоней, что благотворно сказывается на развитии речевого и сенсорного центров.

«Я сам!»

Разрешайте ребенку трогать как можно больше предметов, изучать их форму, размер, качество поверхности, цвет, назначение. Малышу важно накопить как можно больше знаний об окружающем мире и научиться правильно их применять. Привлекайте сына или дочь к посильным домашним делам:

  • подмести пол – можно купить маленький веник и совок;
  • вымыть посуду за собой – хорошо, если она будет из пластика;
  • одеться и раздеться, сложить одежду и игрушки на место;
  • умыться;
  • протереть стол салфеткой и т. д.

Это сделает его более самостоятельным, поможет приобрести важные навыки самообслуживания и даст вам немного свободного времени.

Как развивать речь?

Обязательно рассказывайте ребенку сказки, учите вместе простые детские стишки и песенки. Детские произведения, как правило, имеют короткий запоминающийся сюжет, и вы сможете легко разыграть мини-спектакль по их мотивам. Например, читая того же «Мишку косолапого», можно повторять движения мохнатого героя самому или с помощью любимой игрушки.

Обязательно четко проговаривайте слова, ведь ребенок учится их произносить, основываясь на данном вами звуковом образце. Если он произнес слово неправильно, сразу же дайте правильный образец.

Общайтесь с ребенком. Спрашивайте у него, как дела, что он видел интересного на улице, какая лапка болит у любимого зайчика и т. д. В этом отношении очень полезны ролевые игры, так как в них ребенок учится правильно использовать фразы и клише, услышанные в аналогичной ситуации.

Не повторяйте распространенную ошибку

А именно не ждите мгновенного результата. Поначалу ребенок может интересоваться занятием в течение очень краткого времени, буквально несколько минут, или вообще никак не реагировать на новую игру. Дайте ему время привыкнуть, ненавязчиво привлекайте его, и через три-пять дней он с удовольствием начнет делать все, что ему предложат.

Читайте также:  Офтаквикс глазные капли: инструкция по применению, аналоги

Развитие ребенка в 2 года

Запоминание расположения предметов – прекрасная тренировка зрительной и смысловой памяти. Кроме памяти, в игре развивается внимание малыша, развивается словарный запас, связанный с предметами одежды и её деталями.

  • Лист картона;
  • набор фломастеров;
  • простой карандаш;
  • ластик;
  • ножницы;
  • 5 пуговиц разного цвета и размера.

Как сделать игрушку:

Нарисуйте на листе картона силуэт человека высотой 20-25 см. Раскрасьте его разными цветами таким образом, чтобы на рисунке можно было легко различить брюки, рубашку и карманы на них. Вырежьте получившегося человечка и вместе с ребёнком придумайте для него имя.

  • Положите картонного человечка на ровную поверхность. Обратите внимание малыша на то, как одет человечек, сколько карманов на его одежде. Выразите сожаление из-за того, что на одежде нет ни одной пуговицы
  • Достаньте пуговицы и предложите ребёнку разложить их на одежде человечка. Расскажите, как удобно будет теперь застёгивать карманы и рубашку.
  • Изобразите ветер, сильно подув на пуговицы, чтобы они покинули свои места.
  • Предложите малышу исправить то, что нарушил вредный ветер.

Родителям на заметку:

  • Если ребёнок легко запоминает расположение 5 пуговиц, можно постепенно увеличивать их количество.
  • Во время каждой новой игры меняйте расположение пуговиц, чтобы малыш тренировался запоминать разные варианты.
  • Не оставляйте ребёнка без присмотра рядом с пуговицами. Он может их проглотить!

Развитие: рост и вес

Чтобы приблизительно узнать будущий рост взрослого человека, умножьте на два его рост в двухлетнем возрасте. А диаметр головы двухлетнего ребенка со временем увеличится всего лишь на 10%. Масса тела мальчиков составляет 10,8-13,6 кг при росте 84,1-90,2 см, соответствующие показатели для девочек: 10,2-13,1 кг и 83,2-89,6 см*.

Не стоит впадать в панику, если показатели малыша не совпадают с табличными. Активный, любопытный и стабильно развивающийся ребенок обычно не должен вызывать беспокойства у родителей.

Родителям теперь трудно угнаться за активным малышом. Многие дети в этом возрасте учатся бегать и с удовольствием посвящают этому занятию каждую свободную минутку. Способность отрывать от земли обе ноги одновременно, а именно это и происходит во время бега, – важный шаг на пути физического развития ребенка. Следующий знаменательный этап – умение прыгать.

Словарный запас малышей пополняется новыми словами. В этом возрасте многие дети могут использовать в разговоре от 50 до 200 слов, с их помощью они умеют выражать самые разнообразные эмоции, от радости и счастья, до ревности и беспокойства. Теперь большинство детей могут использовать в разговоре не только существительные, но и глаголы и местоимения. Ребенок может формулировать простые фразы и предложения: «Я хочу!», «Пойти гулять» и т.д.

Но что если ребенок в 2 года не говорит читайте на форуме

Двухлетний малыш способен не только поставить перед собой цель, но и придумать четкую стратегию для ее осуществления. Например, перенести кубики из одного конца комнаты в другой, чтобы построить там башню. Для этого ребенок может использовать подручные средства (например, игрушечный грузовик) и обходить препятствия в виде стола или кресла.

В этот период каждый день – это новое приключение для ребенка, он постоянно узнает что-нибудь новое и интересное об окружающем мире. Постепенно малыш осваивает новые навыки и умения, становясь все более самостоятельным. Если он может удержать равновесие, стоя на одной ноге, – пора учить его надевать брюки самому. Скоро он сможет снимать и одевать одежду, чистить зубы, мыть руки после прогулки и вытирать их полотенцем. Многие малыши уже освоили простой транспорт и рассекают по комнате или по улице на трехколесном велосипеде.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Ваш ребенок может неожиданно выбрать себе любимчика среди родителей, причем предпочтения могут резко меняться. Сегодня только мама достойна причесать своего ребенка, а на следующий день малыш отказывается засыпать без папы. Возможно, таким образом ребенок реагирует на какие-нибудь события (папа ездил в командировку, мамы долго не было дома). Лучший выход из положения – не заострять на этом внимания и продолжать жить в обычном режиме.

Даже самые послушные и жизнерадостные дети могут ныть, стонать и плакать без видимых причин. Возможно, дело в том, что психика ребенка перегружена обилием новых впечатлений. Переждите эмоциональный шторм, обнимите малыша, покажите ему, что вы понимаете, что ему было нелегко, но не заостряйте на этом внимания. Со временем ребенок научится лучше управлять своими эмоциями.

Малыш, который обычно прыгает и бегает целый день без остановки, вдруг начинает ныть и проситься на ручки. Возможно, он действительно устал или переполнен впечатлениями. Тогда маме и папе пригодится легкая прогулочная коляска. Или, малыш провел много времени в незнакомой обстановке, например, на воскресной прогулке в большом парке, и теперь ему необходимо внимание родителей. Скорее всего, ребенок будет чувствовать себя гораздо спокойнее, держа за руки маму или папу.

Маленькие дети часто толкают, бьют рукой, кусают друг друга, чтобы почувствовать свое превосходство или просто из любопытства. Пока они вряд ли смогут понять длинные объяснения, поэтому спокойно и настойчиво говорите, что так поступать нельзя. Скорее всего, вам придется повторять свои слова несколько раз, но никогда не теряйте спокойствия.

Пока ребенок еще не понимает смысла понятия «делиться» и отстаивает свое право собственности на игрушки и любимые вещи. Во-первых, он боится, что больше не увидит любимую игрушку, во-вторых, еще не понимает, что другие дети могут поделиться своими вещами в ответ. Мама может попросить у своего малыша игрушку, которой он играет, или спросить у него: «А когда будет моя очередь поиграть этой игрушкой?». Постепенно, играя с мамой и другими детьми по очереди разными игрушками, малыш поймет, что значит «делиться».

«Я сам!» и «Я сделаю это!» – любимые фразы многих детей. В этом возрасте дети любят помогать по дому, ведь они еще не видят разницы между игрой и работой. Обязательно дайте малышу возможность внести свой вклад: поручите ему полить напольный цветок или положить на стол салфетки, обязательно похвалите за приложенные усилия.

Питание

Некоторые дети очень привередливы в выборе еды, не заостряйте на этом внимания. Постарайтесь почаще садиться за стол всей семьей и сервируйте блюда как обычно. Возможно, ваш ребенок съест из своей тарелки только кусочки желтого или белого цвета (макароны, хлеб, сыр и т.п.) и проигнорирует все остальное. Не переживайте, ребенок не остался голодным и скоро перерастет эту привычку.

Суточная норма сахаров для детей от 1,5 до 3 лет составляет всего 40-50 г. Необходимое количество сахара можно получить из фруктов и ягод. А вот от шоколада, мороженного, пирожных и тортов пока лучше воздержаться.

Детям старше полутора лет можно употреблять творог жирностью 5-10%. Угостите своего малыша творожным муссом или пудингом, испеките творожную запеканку, которую оценит вся семья.

До двух лет детям нельзя давать маргарин, используйте при готовке сливочное и растительное масло. В этом возрасте дети лучше усваивают соевое и рапсовое масла. Пока лучше воздержатся от использования оливкового и кукурузного масла, которые содержат много жирных кислот класса Омега-6 и Омега-3.

Детям в возрасте до 3 лет можно съедать по одному яйцу 2-3 раза в неделю и 70-80 г рыбы 2 раза в неделю.

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Пора приучать ребенка к горшку (некоторые мамы начинают этот процесс сразу, как малыш научился сидеть). Понаблюдайте за своим малышом, скорее всего, он уже начал интересоваться гигиеническими привычками других членов семьи и с интересом выслушает ваши объяснения и инструкции. В этом возрасте лучше использовать переносной горшок, чтобы ноги ребенка касались пола. Обратите внимание, горшки могут быть как универсальными, так и предназначенными для мальчиков или для девочек. Иногда, дети охотно пользуются взрослым унитазом со специальным детским сиденьем. Сначала лучше приучить ребенка к мысли, что горшок – это такая же неотъемлемая часть ежедневной рутины, как еда или сон. Сажайте малыша на горшок каждый раз после сна и прогулки. Сначала можно даже не раздевать ребенка, чтобы ему было легче привыкнуть к самому факту существования нового предмета обихода. Со временем, сидя на горшке без штанишек, он обязательно использует его по назначению. Похвалите малыша, обязательно расскажите об этом событии всем членам семьи. Бурное поощрение родителей – лучший стимул и дальше продолжать стараться. Не торопите малыша, все дети осваивают новые навыки с разной скоростью. Некоторые малыши начинают проситься на горшок через несколько дней «тренировок», у других на это уходят месяцы.

Приучите своего ребенка мыть руки перед едой и после прогулки. Поставьте стул-подставку перед раковиной, чтобы малыш чувствовал, что он контролирует ситуацию, но не оставляйте его одного.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Кукольный театр с пальчиковыми или перчаточными самодельными куклами обязательно понравится ребенку. Ведь кукла может отвечать на вопросы, петь песенки, обниматься и манипулировать предметами – возможности для обучения безграничны.

Разнообразные игрушки на колесах – настоящая находка для детей в возрасте от полутора лет. Ребенок развивает координацию движений и учиться лучше определять расстояния между предметами, катаясь на них самостоятельно. А ролевые игры с помощью разнообразных машинок помогают развития навыков критического мышления у малыша.

Давайте малышу небольшие задания, например, отвести кубики из одного места в другое и выгрузить их там. Не забудьте похвалить его за отлично проделанную работу, это укрепит его уверенность в своих силах.

В дождливый день можно поиграть в домашний баскетбол. Возьмите тряпичный мяч (или набейте чем-нибудь мягким старый носок) и корзину или коробку. Сначала просто покажите ребенку, как мяч падает у вас из руки в корзину. Постепенно, правила игры можно усложнить. Отодвиньте корзину подальше и забрасывайте мяч по очереди с малышом. Заодно, изучите с ним правила этикета командной игры. Обязательно аплодируйте каждому удачному броску соперника и подскажите ему, что ваши удачные броски тоже достойны похвалы. По очереди вынимайте мяч из корзины, готовясь к следующему броску.

Помогите малышу покормить его любимого мишку, так ребенок научится увереннее держать ложку и чашку. Не забудьте говорить “спасибо” и “пожалуйста” во время “кормления”. Непослушной кукле надо каждый вечер помогать почистить зубки и причесать волосы, а также снять с нее платье и туфли и надеть пижаму.

Читайте с малышом книги о предметах, в которые он сейчас играет, обсуждайте прочитанное во время игры. Это поможет развитию навыков речевого восприятия у ребенка.

Подготовка ко сну может стать настоящим испытанием для родителей и детей, а ведь малышам в этом возрасте необходимо спать 10-11 часов ночью и около 3 часов днем*. Активный ребенок не хочет даже закрывать глаза из страха, что пропустит все самое интересное. Малыш уверен, что пока он теряет драгоценные минуты и часы в кроватке, родители отлично проводят время без него и веселятся, особенно если он слышит голоса или звук работающего телевизора.

Старайтесь придерживаться определенного режима. Двухлетние дети прекрасно знают свой распорядок дня и предпочитают, чтобы все делалось «как надо». Часто, малыши отказываются есть суп «неправильной» ложкой и чистить зубы «неправильной» щеткой. Они чувствуют себя спокойнее, когда родители соблюдают все ритуалы, сложившиеся в семье.

Ребенок легко перевозбуждается, поэтому постарайтесь снизить степень активности перед сном. Проговаривайте вслух запланированные действия, чтобы малыш знал, чего ждать: «Сейчас ты почистишь зубы, умоешься, я почитаю тебе сказку и мы выключим свет».

Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Теперь, когда юный альпинист стремится покорить все новые вершины, пора всерьез озаботиться устойчивостью мебели и бытовой техники во всем доме. По возможности, прикрепите к стенам или потолку мебель и технику. А также позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок утолил свою страсть к скалолазанию на детских площадках, где покорять вершины гораздо интереснее.

Ребенок теперь вполне понимает запреты родителей и гораздо лучше помнит, что некоторые действия могут привести к опасной ситуации. Теперь мамам и папам надо не просто отвлечь внимание малыша от электрической розетки, но и четко дать ему понять, что дергать шнур за вилку нельзя и опасно.

Объясните малышу, что нельзя подходить к любым водоемам без родителей, и что не все животные на улице отличаются дружелюбным нравом.

Во время прогулок следите за тем, чтобы малыш не перегрелся или не переохладился. В случае необходимости, используйте средства от насекомых, подходящие по возрасту малышу. Не допускайте воздействия прямых солнечных лучей на нежную кожу ребенка.

Ссылка на основную публикацию