Что умеет ребенок в девять месяцев?
Что умеет ребенок в девять месяцев? К этому возрасту малыша в значительной степени возрастает активность. Его жизнь становится разнообразной и интересной. При этом происходят важные изменения в его развитии. Как именно развивается девятимесячный малыш, расскажем в статье.
У ребенка начинает еще больше проявляется подвижность, ему становится интереснее и интереснее изучать открытые пространства, находить разнообразные предметы на полу. Родителям стоит еще больше присматривать за своим малышом, так как сейчас он полностью сосредоточен на знакоместе с окружающим его миром. В этом возрасте дети впервые пробуют твердую пищу, активно ползают, а также развивается подвижность пальчиков, меняется режим сна и питания.
Какой ребенок в девять месяцев?
С девяти месяцев малыши начинают активно играть, при этом им больше всего нравится проводить время вместе с мамой. Родителям начинает казаться, что малыш уже очень быстро растет, так как с каждым днем он осваивает все больше и больше навыков.
Каждый малыш развивается индивидуально, следуя своему собственному графику, поэтому не стоит сильно беспокоиться, если некоторые дети в девять месяцев могут делать то, что не может ваш малыш.
Особый акцент в познании мира переходит на обоняние. Дети к девяти месяцам жизни уже могут отчетливо ощущать и осознавать все свои органы чувств. К этому возрасту малыш впервые начинает заострять внимание на запаха, поэтому стоит помочь малышу в развитии и начать ему открывать самые разные запахи, например, давайте нюхать цветы или свежую траву, ребенок уже чувствует запах еды и может отчетливо показывать свою неприязнь или наоборот заинтересованность.
Активность – главный фактор в познании мира у детей в девять месяцев. Мышцы тела уже достаточно окрепли, поэтому появляется возможность уверенно ползать на открытом пространстве. Стоит давать возможность ребенку как можно больше исследовать окружающее его пространство, таким образом у малыша будут еще больше укрепляться необходимые мышцы, чтобы начать ходить.
Начинает активно развиваться мелкая моторика малыша. Потому родителям стоит начать приобретать развивающие игрушки. Давать ребенку предметы самых разных предметов и форм, чтобы малышу было интересно все прощупывать. На данном этапе развития ребенок начинает активно осваивать пинцетный захват – умение хватать и удерживать предметы между большим и указательным пальцем. У ребенка может не сразу получится что-то удержать в ладошке, однако, чем больше будет попыток, тем быстрее ребенок овладеет этим навыком. Большинство деток начинают к этому возрасту овладевать навыком самостоятельного держания ложки и даже пробуют уже сами есть, без посторонней помощи. Также детям нравится кидать предметы, это становится для многих особенно занимательным занятием. Родителям стоит проявлять снисходительность, потому что малыш, таким образом, знакомится с окружающими его предметами.
Девятимесячный ребенок еще не способен долго удерживать свое внимание на чем-то конкретном. Поэтому с одной игрушкой он будет играть не больше пяти минут. Это вполне нормальное явление для такого возраста. Не стоит покупать малышом слишком много однообразных игрушке, так как их интерес быстро пропадает, важно приобретать самые разнообразные предметы, чтобы ребенок мог постепенно знакомиться с самыми разными формами и размерами. Но все самый большой интерес малыш проявляет к обычным бытовым предметам, которыми пользуются взрослые. Поэтому не бойтесь давать малышу безопасные предметы, чтобы он мог утолить свой интерес.
Зеркало становится еще одним интересным атрибутом, который помогает в развитии малыша. К девяти месяцам жизни малыш уже в состоянии осознавать себя, поэтому он может играть со своим отражением, знакомиться с ним и наблюдать за своими эмоциями. Это помогает ребенку лучше познать себя и свое тело. Малышу становится интересно наблюдать за своими реакциями и телодвижениями.
Ребенок уже быстро все запоминает и понимает, поэтому родителям стоит быть еще аккуратнее в выражении своих эмоций в присутствии малыша. Любые негативные слова могут оставить неприятный осадок на ребенке. В этом возрасте дети уже умеют воспринимать эмоции другого человека по выражению лица. Окружайте малыша теплотой, любовью и заботой, чтобы у него сформировалось правильное представление о семье.
Как помочь малышу правильно развиваться в девять месяцев?
Дети очень быстро растут. С каждым месяцем они умеют уже делать то, что было им недоступно еще казалось бы недавно. Важно не упустить момент и помочь малышу правильно сформировать определенные навыки. Для этого важно знать, какие изменения характерны для каждого возраста.
Так как для девятимесячных детей характерна повышенная активность, отличным элементом в развитии малыша станут игры на открытом пространстве. Например, попробуйте соорудить для ребенка своего рода полосу препятствий из подушек и других подручных средств, ребенку будет очень интересно преодолевать такие препятствия и поможет укрепить его мышцы.
Не стоит спешить сразу же и во всем помогать малышу. Если он хочет дотянуться до любимой игрушки, и он лежит от него в паре шагов, то позвольте ребенку сделать это самому, таким образом, развивается самостоятельность.
Для того, чтобы у малыша развивалась моторика стоит выбирать специально предназначенные для этого игрушки. Это могут быть наборы кубиков, игрушки для ванны, которые можно сжимать, а также игрушки, которые можно двигать.
Чтобы помочь малышу научиться разговаривать с незнакомыми людьми не стоит его изолировать от других детей, напротив. Создайте возможность такого общения. Дайте возможность ребенку привыкнуть к новым людям.
Что должен уметь ребенок в девять месяцев?
Каждый малыш развивается индивидуально, однако, существуют определенные нормы, которым должен соответствовать малыш на определенном этапе развития. В девять месяцев ребенок должен:
- уверенно стоять у опоры, пробовать стоять без неё;
- уверенно сидеть;
- делать шаги в сторону опоры, переступая с ноги на ногу;
- уже хорошо освоить навык ползания.
Если ребенок не выполняет какое-либо из перечисленных действий, стоит проконсультироваться со специалистом.
С этого возраста у малыша начинает активно развиваться мелкая моторика, тесно связанная с развитием речи. Малыш уже уверенно может брать и удерживать предметы в руках. Он также может строить башни из кубиков и удерживать в одной ладошке сразу несколько предметов.
С наступлением девяти месяцев нервно-психическое развитие ребёнка начинает активно развиваться. В этом возрасте малыш может понимать и выполнять простые просьбы, например, что-то взять или подать. Он отчетливо знает свое имя и способен реагировать на него. Может выстраивать простые причинно-следственные связи. Понимает отдельные слова и пытается их повторить.
У ребенка ярко проявляется эмоциональное состояние и настроение. Он может показывать радость, грусть или обиду, в общем, весь спектр эмоций. Малыш также может демонстрировать привязанность к любимым игрушкам, выделяет их среди остальных предметов. Часто девятимесячные дети копируют настроение взрослых, а также знает, как привлечь внимание взрослых.
Мальчик в девять месяцев
Особенно сильных отличий между девятимесячными мальчиками и девятимесячными девочками не наблюдается. Рост и вес малышей приблизительно одинаковые. Основные физические навыки мальчики и девочки тоже осваивают примерно в одно и то же время.
Могут быть некоторые отличия связанные с предпочтениями мальчиков в активности, а девочки боль заинтересован в общении и выстраивании коммуникации со взрослыми. Для мальчиков становится обязательное присутствие мамы, без нее у него начинается паника и слезы, девочки более спокойно могут перенести не долгую разлуку с мамой.
Девочка в девять месяцев
Как уже было сказано и мальчики и девочки этого возраста развиваются одинаково. Девочки более усидчивые и спокойны, в отличие от мальчиков. Больше нет особенных различий между полами.
Девятимесячные малыши – это уже очень активные и любопытные дети. Они стремятся как можно быстрее и больше познать окружающий их мир. К этому возрасту уже достаточно хорошо развиты все органы осязания, которые помогают ребенку знакомиться с окружающим его пространством. Активность очень повышается, поэтому родителям необходимо как можно больше следить за малышом и не оставлять его без присмотра. Он также начинает пробовать все на вкус, любой предмет, оказавшийся в руках ребенка, автоматически попадает к нему в рот, поэтому также необходимо следить за гигиеной всего, что оказывается в поле зрения малыша. К девяти месяцам жизни ребенок достаточно хорошо уже осваивает общение со взрослыми, он не может еще полноценно разговаривать, однако с помощью мимики и слогов может показывать и выражать свое настроение и уже знает как привлечь внимание взрослых. Хотя ребенок еще не говорит, он прекрасно понимает многие слова, которые взрослые говорят ему, и пытается вести своеобразный диалог. Он может поднять ручки, если нужно надеть кофточку, протягивает ручки, чтобы вытереть их после мытья. И уже способен многое понимать и выполнять, несмотря на такой небольшой возраст. Он может уже издалека увидеть своих родителей и узнать их.
Задача родителей – проявлять больше внимания и заботы. Следить за своей речью, так как сейчас малыш способен запоминать все, что услышит. Важно не проявлять негативные или агрессивные эмоции в отношении ребенка, потому что у малыша выстраивается еще более близкая связь с родителями и нужно только поддерживать и укреплять ее.
Что должен уметь ребенок в возрасте 9 месяцев и как распознать отставание в развитии
Девять месяцев – очень интересное время в жизни малыша. Сходит на нет кризисный период, маленький человечек становится спокойнее, взрослеет с каждым днем и постоянно радует вас чем-нибудь новеньким. Поговорим сегодня, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чтобы обратить внимание на все стороны развития крохи.
Что умеет делать девятимесячный малыш
Не существует никаких нормативов, что должен делать ребенок и чего он достиг в своем развитии, так как в 9 месяцев все детишки довольно разные.
Вас не должно беспокоить, если малыш немного отстает от сверстников: очень скоро он их догонит и перегонит!
Физическое развитие ребенка в девять месяцев, как правило, включает следующие навыки:
- Кроха хорошо ползает, причем не обязательно на четвереньках. Малыш вполне может перемещаться по-пластунски, и это не является патологией;
- Детки уверенно садятся и сидят без опоры продолжительное время;
- Кроха встает у опоры;
- В девять месяцев многие малыши делают первые шаги. Это могут быть передвижения вдоль дивана или решетки кровати, или хождение с мамой, когда она поддерживает крошку за обе ручки или подмышки. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить>>>
В это время еще не все дети умеют самостоятельно выходить из положения «стоя», чаще всего им требуется помощь взрослого.
Игровые навыки малыша
Психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему обзавестись новыми умениями и потренировать ранее приобретенные навыки. К концу девятого месяца жизни малыш может:
- сминать и рвать кусочек бумаги или пластилина;
- играть с двумя игрушками одновременно: стучать ими друг об дружку или пытаться соединить;
- играть в «ладушки» (хлопать);
- приподнимать и рассматривать мелкие вещицы, пользуясь большим и указательным пальцами;
- самостоятельно выбирать игрушку, которая нужна ему в данный момент;
- листать толстые картонные страницы детских книжек;
- по просьбе показывать пальчиком на знакомые предметы, в том числе на картинках;
- играть в «ку-ку» и прятки (прятаться под покрывалом, искать взрослого, спрятавшегося под покрывалом);
- собирать пирамидку (нанизывая кольца в любой последовательности);
- кидать различные предметы;
В развитии ребенка девятого месяца жизни появляется и кое-что новенькое:
- малыш в этом возрасте должен запомнить некоторые части тела, обычно детки учат, где находятся ручки, ножки, глазки, носик. Кроха показывает на них по просьбе взрослого человека.
Для развития малыша очень полезны прогулки. В этом возрасте можно выходить на улицу во время бодрствования крохи.
- в девять месяцев маленькому человечку интересно смотреть, как летают птички, как играют другие малыши. Наблюдение за старшими детьми – одно из занятий, помогающих развитию вашего крохи.
Как спокойно гулять с малышом и избежать конфликтов на детской площадке, вы можете узнать из курса Внимание: прогулка!>>>
Важно! В 9 месяцев много внимания уделяется безопасности малыша. Следите, чтобы он не оставался один на диване или стуле, уберите из его зоны досягаемости мелкие и острые предметы, спрячьте провода.
Эмоции, которые испытывает малыш
В девять месяцев крошка становится спокойнее, он вполне способен несколько минут поиграть самостоятельно, пока вы моете посуду или завтракаете. В это время уже можно судить о развитии будущего характера вашего малыша. Воспитательные приемы из курса “Мой Любимый Малыш”, будут вам отличным подспорьем и сберегут миллионы нервных клеток. Подробнее о курсе>>>
Есть детки, все время пребывающие в движении, есть те, кто больше предпочитает сидеть за игрушками и книжками. Малыш может быть разрушителем порядка и разорителем шкафов, а может больше интересоваться кубиками и погремушками.
В девять месяцев ребенку приходится впервые ощутить разницу в развитии и воспитании маленьких леди и джентльменов: намечаются различия между тем, что должна уметь девочка, и тем, что умеет мальчик:
- Девочки быстрее развиваются в эмоциональном плане, они более привязаны ко взрослым, но уж если и играют самостоятельно, то в «осмысленные» игры: перекладывают предметы, катают машинки, листают книжки.
- Мальчики, как правило, более самостоятельны и любознательны. Они хотят ползать по всей квартире, выкидывать вещи из шкафов, забираться на стулья, падать оттуда, что-то швырять и ломать. Эти, с первого взгляда варварские действия необходимы для развития будущих мужчин. Подробнее о том, как объяснить ребенку что нельзя>>>
- Часто мальчики хотят, чтобы их водили за ручки, иногда ничем другим не хотят заниматься на протяжении всего времени бодрствования. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>
- Девочки часто более ласковы, льнут ко взрослым;
- Мальчики уже в этом возрасте пытаются ударить, ущипнуть. Не стоит переживать из-за такой особенности развития ребенка, ведь в 9 месяцев детишки поступают так не из-за злобного характера, просто им интересен результат их действий. Это один из этапов развития малыша. Подробнее об этом: почему ребенок не слушается?>>>
Не бойтесь останавливать руку драчуна и спокойным равнодушным тоном объяснять, что так делать нельзя.
Важно! Если взрослые не будут выдавать эмоциональную реакцию на действия малыша, ему скоро надоест предпринимать попытки драться. Точно так же следует пресекать желание крохи кого-нибудь укусить.
Психическое развитие ребенка в девять месяцев позволяет ему улавливать настроение других людей и реагировать на него. Например, малыш может смеяться вместе с родителями или хныкать, если маме грустно.
В этом возрасте детки активно выражают свое мнение по поводу различных событий. Малыш бурно радуется, встречая папу с работы, и горько плачет, если не хочет переодеваться или у него что-то не получается.
Речь крошки в девятимесячном возрасте
К девяти месяцам малыш четко произносит различные слоги, комбинирует их. Иногда взрослым кажется, что их чадо разговаривает на каком-то «своем» языке.
Речевое развитие ребенка доходит до такого уровня, что в 9 месяцев жизни малыш вполне способен повторять за родителями простые слова. Пусть сначала это будет один слог из слова, или даже один звук. Немного практики, и у вашего малыша будет получаться все лучше и лучше.
Продолжайте читать крошке короткие стишки и потешки, петь песенки, это покажет ему хорошие речевые примеры, поможет развитию чувства ритма и впоследствии побудит самого рассказывать стихи. В 9 месяцев ребенку интересны напевные строчки, он способен повторить за вами простые движения; если вы не знаете, что он должен уметь, видео с записью потешек для малышей поможет вам сориентироваться.
Девять месяцев ребенку – самое время для расширения пассивного словарного запаса; показывать предметы по просьбе взрослого – это то, что должен уметь и мальчик, и девочка в этом возрасте. Чаще рассказывайте крохе обо всем, что его окружает, комментируйте все его занятия.
Смотрите также мой видеоурок про развитие ребенка в 9 месяцев:
Если малыш появился на свет раньше срока
Развитие недоношенного ребенка в 9 месяцев практически не отличается от развития его рожденных в срок сверстников. Детки умеют садиться и сидеть, вставать у опоры. Малыши могут выражать свои эмоции и пытаются произносить первые слова.
Однако развитие поторопившихся деток зависит и от срока гестации, на котором случились роды, и от последующего выхаживания. Глубоко недоношенные малыши могут достаточно сильно отставать от сверстников.
На что следует обратить внимание
Все детишки индивидуальны, и родителям не стоит беспокоиться, если их чадо не ходит и не пытается произносить первые слова. Однако мамы и папы отслеживают, что умеет ребенок, и должны насторожиться, если в 9 месяцев:
- малыш не умеет садиться или сидеть;
- апатичен, мало и неохотно двигается;
- не интересуется ни игрушками, ни книжками, ни бытовыми предметами.
В этом случае состояние крохи нужно обсудить с педиатром и детским неврологом. Чаще всего отклонения в развитии ребенка девятого месяца жизни могут быть легко скорректированы самими родителями при участии специалистов.
Что должен уметь ребёнок в возрасте 9 месяцев. Развитие речи и эмоций ребёнка, как происходит общение со взрослым
Итак, в 8-9 месяцев малыш уже может стоять, держась за опору. Конечно, как только он почувствует уверенность в этом новом для себя положении, он начнет двигаться вдоль опоры, и это станет началом ходьбы.
Взрослые могут помогать в тренировке нового навыка, если начнут водить ребенка за две ручки. Постепенно малыш сможет шагать, держась только за одну руку взрослого.
Интересно, как ребёнок будет экспериментировать с положением своих ручек. Возможны варианты, когда малыш вытягивает ручки вперед, стараясь сократить расстояние до желаемого объекта, или прижимание рук к себе, чтобы уменьшить боль при падении. Постепенно ребёнок научится балансировать руками, расставляя их в стороны.
Всегда следует помнить, что каждый малыш индивидуален, и кто-то уже бегает в 10-11 месяцев, а кто-то начинает ходить в 1,5 года. Всё это варианты нормы.
Действия с предметами
Как писали ранее, хватание – это сложный процесс, который требует:
- согласованной работы зрения и управления рукой,
- способности оценить расстояние до предмета, и
- подстройки кисти под размер желаемой игрушки.
Поэтому способ хватания рассказывает нам о гармоничном развитии многих систем.
В возрасте 9-10 месяцев ребенок уже начинает использовать так называемый ножницеобразный захват (смыкание большого и II-III пальцев по всей длине).
- Установление причинно-следственных связей
В возрасте 9-ти месяцев ребенок начинает учиться понимать функции предметов.
Здесь особенно интересными будут такие игрушки, которыми ребенок может управлять, изменять их. Например, игрушечная мельница, у которой нужно потянуть за веревку для вращения крыльев. Потянув один раз, малыш будет стараться сделать это ещё и ещё, убеждаясь в своей способности именно таким образом воздействовать на игрушку и вызывать желаемый эффект.
В этом возрасте ребенок пока не сможет обучаться «по образцу», и взрослый интуитивно это понимает. Поэтому кроме демонстрации действия (как есть ложкой, или как держать чашку), взрослый вкладывает предмет в руку ребенка и пытается управлять рукой – метод «пассивных действий».
Развитие речи ребенка в возрасте 9 месяцев
Сенсорная речь (понимание чужой речи)
В возрасте 9 месяцев ребенок уже довольно хорошо понимает речь взрослых. Конечно, как и всегда, помним об индивидуальных различиях.
Обычно, 9-ти месячный ребенок уже начинает понимать некоторые запреты и инструкции, то есть уже может получаться корректировка поведения через речевые указания.
К примеру, ребёнок может найти игрушку, о которой спросил взрослый, ответить на просьбу «дай ручку».
Моторная речь (говорение самого ребёнка)
Сроки начала формирования моторной речи очень варьируются. Чуть более раннее или чуть более позднее начало говорения не связано с развитием интеллекта и не должно вызывать особого беспокойства.
Первыми возникают так называемые лепетные слова типа «би-би», «а-а» и т.д. Их функция называется «указательной».
То есть ребёнок пока не открыл для себя, что у каждого предмета есть название. Но уже понял, что определенными звуками можно обратить внимание взрослого на желаемый предмет. Поэтому понять ребёнка можно только в контексте ситуации. Сам по себе буквенно-звуковой ряд легко переносится с одного предмета на другой и активно сопровождается эмоциями, жестами. Ребёнок как будто пытается говорить всем своим телом, привлекая все доступные способы, пока не выделяя речь как отдельное явление.
Обычно можно видеть, что у девочек моторная речь возникает раньше, чем у мальчиков.
Общение со взрослыми и развитие эмоций у ребенка в возрасте 9 месяцев
Общение со взрослыми становится все более сложным. Можно наблюдать, насколько разные реакции возникают на разных людей. Ребенок пытается общаться с каждым взрослым так, чтобы как можно дольше удерживать его внимание. В то же время, всё резче могут быть реакции на незнакомцев, и всё тяжелее малыш вступает во взаимодействие с новыми людьми, пытаясь сначала спрятаться за близкого взрослого.
Появляются новые эмоции – робость и стеснительность. Важно дать им развиться и не подталкивать ребенку к чему-то вопреки возникшей эмоции. Малыш впервые попал в новое для себя состояние, и взрослый должен помочь понять происходящее.
Начинает выстраиваться эмоциональный интеллект, который очень ценится в нашей жизни. А многие даже считают его основным условием успеха в современном социуме.
Эмоциональный интеллект заключается в том, что человек понимает свои эмоции и умеет ими управлять. Чтобы процесс развития эмоций происходил правильно, ребенок должен слышать от взрослого понятные объяснения возникающих эмоций (“Ой, Машенька, ты застеснялась“). Если же взрослый игнорирует эмоции ребенка (“Что ты там топчешься?!“), то они останутся непонятными странными состояниями.
Во взрослом возрасте это может приносить проблемы, в том числе разного вида зависимости, когда регуляция эмоционального состояние производится через химическое вещество без понимания причин проблемных чувств.
Многие относят возраст 9-10 месяцев к началу кризиса 1-го года жизни. Как мы уже обсуждали, ребёнок начинает ходить, и это не только расширяет возможности по освоению окружающего пространства, но и позволяет ребёнку почувствовать некоторую отдельность от взрослого, самостоятельность. Это начало распада «единого мы». Немного поясним, о чем идет речь.
Когда малыш только родился, мы слышим в речи взрослого объединение себя и ребёнка в «единое мы» (“Мы покакали“, “Мы погуляли“, “Мы поели“), как будто вместо 2-х отдельных организмов есть один. Это очень нужный механизм в первые месяцы жизни малыша. Но всегда помним о его перестройке, изменении позиции «единое мы» на «я» и «ты». В этом и заключается суть кризиса 1-го года жизни, когда ребёнок активно отделяет себя (свою волю) от взрослого (его указаний). Что может проявляться в совершенно необоснованном упрямстве, как кажется взрослым. Или, например, у ребёнка возникает подчеркнутая самостоятельность, когда он тянет (ведет) взрослого, а не сам идет за взрослым. Важно предоставлять малышу эту свободу, чтобы помочь сформироваться “Я” ребёнка.
Ведущие линии развития ребёнка в возрасте 9-12 месяцев
- Развитие общих движений, действий с предметами.
- Понимание и развитие активной речи.
Задержка психического развития
О задержке психического развития в возрасте 9-12 мес может свидетельствовать отсутствие избирательной реакции на незнакомое лицо. Реакции страха и протеста свидетельствуют о повышенной нервной возбудимости ребёнка.
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 9 месяцев?
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 9-11 месяцев:
58. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.
59. Лепечет с подражанием или передразниванием взрослого в произнесении слогов.
60. Машет ручками «бай-бай»
61. Выполняет простые указания при игре или кормлении и одевании.
62. Пытается противостоять нежелательных для него указаниям или запретам.
63. Реагирует на свое имя адекватно и постоянно.
64. Заражается настроением других детей, находящихся рядом – плачет и смеется вместе с ними.
65. Дает представления – повторяет действия и звуки, которые вызвали смех или аплодисменты.
66. Демонстрирует подражательное поведение – кормит, причесывает куклу, нагружает машину.
67. Ярко выражает мимикой все настроения – грусть, обиду, гнев, радость.
68. Сбрасывает игрушки и предметы для того, чтобы окружающие взрослые их поднимали.
69. Строит башню из двух кубиков.
70. Манипулирует двумя игрушками сразу – по одной в разных руках.
71. Влезает в кресло и слезает с него сам.
72. Маленький предмет берет двумя пальцами.
73. Большой предмет берет двумя руками.
74. Ползает уверенно и во все стороны.
75. Заползает на ступеньки лестницы.
76. Выявляется право- или леворукость.
77. Садится из положения стоя.
78. Нагибается из положения стоя, чтобы поднять что-либо.
79. Сидит на корточках.
80. Может встать на цыпочки.
81. Встает и ходит при поддержке за руки.
82. Реагирует на ритмическую музыку движениями тела типа качания или приседания и подпрыгивания.
83. Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.
84. Знает (показывает) части тела.
85. Вспоминает игры предыдущего дня.
86. Имеет предпочтения к каким-то играм или игрушкам.
87. Берет чашку за ручку, чтобы пить из нее.
88. Может подносить ложку ко рту.
89. Снимает носки.
90. Помогает одевать себя.
91. Без помощи пьет из чашки или стакана.
92. Открывает ящики столов и шкафов.
93. Развязывает шнурки на обуви или одежде.
94. Листает страницы книги (не всегда по одной).
95. Открывает крышки коробок или кастрюль.
Кроме психомоторного развития, которое мы разбирали в этой статье,
успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:
Развитие ребенка в 9 месяцев
Каждый малыш по-своему уникален, он растет и развивается в своем индивидуальном темпе. Но есть определенные показатели девятого месяца развития ребенка, на которые нужно обращать внимание, развивать навыки, корректировать режим и занятия с крохой. Не стоит волноваться, если ребенок 9-10 месяцев в своем развитии не соответствует “нормам” – он может опережать их или немного отставать по одному-двум критериям. Это вполне нормально, у каждого малыша своя программа развития.
Рост ребенка в 9 месяцев
Уже с самого первого дня малыш непрерывно растет, поэтому важно оценивать, насколько подрос кроха за этот период. Показатели роста у девочек и мальчиков отличаются, хотя и не намного. Основными ориентирами для оценки физического развития служит таблица, содержащая данные о границах нормы роста в этом возрасте.
Таблица роста мальчика (в см) в 9 месяцев 1
Рост девочки (в см) в 9 месяцев 1
Важно подчеркнуть, что рост детей 9 месяцев, индивидуальная динамика прибавок зависит от срока родов (если малыш немного поторопился, родился раньше срока, у него будут иные показатели). Также влияют вес, рост при рождении, наследственность – если мама и папа высокие, малыш может расти быстрее сверстников, его рост будет выше, чем средние показатели.
Какой вес у ребенка в 9 месяцев
Аналогично росту, прибавки массы тела также индивидуальны, они зависят от веса при рождении и пола, наследственных особенностей. Есть границы норм, на которые нужно примерно ориентироваться. Они указаны ниже в таблице. При оценке развития ребенка важно еще учитывать гармоничность – соответствие веса росту. При этом, наиболее гармоничным будет развитие, если средний вес ребенка в 9 месяцев соответствует среднему росту по данным таблицы выше. Но если показатели ребенка соответствуют данным таблицы, пусть даже и не средним – это вполне нормальное его развитие.
Вес мальчика (в кг) в 9 месяцев 1
Вес девочки (в кг) в 9 месяцев 1
Подчеркнем, что, оценивая норму роста и веса малыша, важно помнить – это усредненные данные 2 . Врач-педиатр всегда делает поправку на пол крохи, особенности развития, вес и рост при рождении. Если ребенок плохо набирает вес, врач может назначить дополнительные исследования, чтобы выяснить причину этого. Но важно подчеркнуть, что во втором полугодии кроха не набирает вес с той же скоростью, что до полугода. Темпы набора массы тела замеляются – прибавка в 300-400 г в месяц вполне допустима, кроха стал активнее.
Сколько спит 9-месячный грудничок
Конечно, у каждого ребенка график сна индивидуальный, но усредненная норма ребенка в 9 месяцев будет составлять от 13 до 14 часов отдыха в сутки. В общее время сна включается ночной, затем непродолжительный утренний сон, плюс более длительный отдых – после обеда. Возможны отдельные дни на неделе, когда кроха может пропустить один дневной сон или подольше спит. В ночные часы многие малыши 9-месячного возраста будут спать до 10 часов, практически не просыпаясь.
Однако, практически каждый третий младенец в этом возрастном периоде (особенно – грудничок), еще не может проспать подряд восемь-десять часов. Поэтому, малыши часто пробуждаются в ночное время приложиться к груди, попить, если намок подгузник или просто немного «погулять».
Иногда родители жалуются, что малыш ночами плачет, беспокойно спит и часто пробуждается. Это бывает чаще всего в силу двух причин – прорезывание зубов и избыток эмоций. Поэтому, если кроха ночами плачет, и у него еще нет зубов, пересмотрите режим, уменьшите объем новых впечатлений, дозируйте визиты в гости, скоро зубки появятся. Если проблема в дискомфортном прорезывании – применяйте прорезыватели, массаж десен, посоветуйтесь с педиатром.
Питание малыша
В среднем 9ти месячному малышу, имеющему нормальный вес, нужно за сутки примерно 500 мл питания в форме грудного молока. Традиционно молоко дают за три кормления:
- прикладывание ранним утром (так называемое подутреннее кормление),
- после обеда (на дневной сон),
- вечером, перед ночным сном.
И еще к этому объему плюс три приема более твердой пищи (прикорм) в день.
Примерный режим ребенка 9-10 месяцев выглядит так:
Некоторые малыши самостоятельно едят блюда прикорма руками, но навыки приема пищи будут постоянно совершенствование. Сейчас наступил то время, когда нужно помочь малышу научиться кушать детской ложкой. Естественно, что поначалу процесс будет медленным, не всегда успешным, беспорядочным, но со временем новый навык будет отработан!
Если малыш не набирает или плохо набирает вес, вместе с педиатром пересмотрите схему прикорма и прикладываний к груди.
9 месяцев ребенку: физическое развитие
Сейчас ваш карапуз уже достаточно окреп, он может достаточно шустро ползать, становится все сильнее, чтоб вставать из сидячего положения и даже стоять непродолжительное время, пытается сделать несколько шажков, опираясь н предметы или ваши руки. Он уже довольно ловкий, в сидячем положении совершает различные маневры, нагибаясь в стороны и вперед-назад. Тем малышам, кто рано пытается вставать, может потребоваться ваша помощь, чтобы научить их садиться из стоячего положения.
Кроха по-прежнему постоянно пытается тянуть в рот все, что попадает ему под руку. Поэтому, проверяйте тщательно место игр крохи, чтобы в пределах его досягаемости не было опасных, мелких, острых предметов. Активное психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев не останавливается ни на минутку, он осваивает все новые умения и навыки. Чаще делайте фото и снимайте видео, чтобы сохранить памятные даты.
Что делает, что умеет ребенок в 9 месяцев
Сейчас ребенок уже использует определенные жесты в общении с вами. К примеру, он может показать предмет указательным пальчиком. Хотя ваш кроха еще не говорит, он прекрасно понимает многие слова, что вы говорите в его адрес. Он пытается активно принимать участие в выполнении повседневных задач. Так, он может поднять ручки, если нужно одеть кофточку, протягивает ручки, чтобы вытереть их после мытья.
Работа зрительного анализатора крохи существенно улучшилась. Он хорошо видит вдаль до 4 метров, и хорошо узнает маму или папу, любимые игрушки другого конца комнаты, с большим удовольствием рассматривает новые предметы и вещи, когда едет в автомобиле или гуляет в коляске. Он следит глазами за теми предметами, которые падают или катятся по полу, столу или другим поверхностям.
Ранний ходок либо ранний болтун?
Умение ходить, говорить – ключевые навыки, которые начинают формироваться в возрасте примерно 9-12 месяцев. Дети, которые рано начинают ходить (их зачастую ласково называют «ходунками»), в этот период жизни начинают быстро и ловко ползать, шагают у опоры уже к 9-10 месяцу. У них достаточно сильные мышцы и кости, чтобы он могли стоять с опорой рук, не раскачиваясь в стороны.
Дети, которые рано начинают говорить или «говоруны», к этому же возрасту произносят первые упрощенные слова – «ко» или «ка» вместо кот, кошка, «би» вместо машина.
Важно понимать, что умственное, психическое развитие сильно зависит от физического, нужно заниматься с крохой, развивать его силу, ловкость, стимулировать активность.
Умение ходить либо говорить – достаточно сложные психомоторные навыки. Именно поэтому ребенок зачастую сначала концентрируется на каком либо из этих двух умений. Подмечено, что малыши, рано начавшие ходить, обычно говорить начинают попозже, и наоборот – те, кто сначала осваивает речь, сами ходят чуть позднее. Это особенности умственного развития.
Есть распространенное мнение, будто девочки обычно раньше начинают говорить, а мальчишки – быстрее начинают ходить, но речь осваивают позднее. Однако, всегда есть множество исключений из правил. Чтобы кроха динамично развивался – обеспечьте ему режим и полноценный уход.
Календарь развития ребенка в 9 месяцев: полезные советы
Родителям стоит взять на заметку, какие же мероприятия либо игры могут стимулировать развитию 9-месячного карапуза:
9 месяцев: особенности развития ребёнка. Ползание и сидение
Косое присаживание, ползание, сидение с вытянутыми вперёд ножками (так называемое «длинное сидение») и карабканье наверх по мебели можно наблюдать в течение короткого времени одно за другим, а иногда даже в разном порядке. Многие дети делают свои первые попытки ползать в конце 9-го месяца и могут даже сесть, чтобы поиграть в так называемом зрелом длинном сидении, в котором ноги вытянуты, коленные чашечки направлены вверх или немного наружу, а позвоночник прямой.
Ребёнок учится сидеть в таком положении, потому что он очень интересуется своими игрушками и хочет исследовать их обеими руками. Без этого любопытства малыш не сядет, даже если он достиг нужного возраста и его двигательные навыки достаточно развиты для этого. Однако, как только ребёнок освоит длинное сидение, он будет использовать его снова и снова, потому что ему легче изучать окружающий мир с более высокой точки обзора.
Примечание
Только когда ребёнок самостоятельно начнёт садиться из косого присаживания в ровное сидение без рук с вытянутыми ногами, родители могут начать сажать его сами, потому что только в этом случае позвоночник малыша уже готов к вертикальным нагрузкам и достаточно стабилен. До этого ребёнок ещё не усвоил схемы движений, с помощью которых он может добраться до этой позы или выйти из сидячего положения. Кроме того, ребёнок, которого родители раньше времени начинают сажать, впоследствии может начать перемещаться на ягодицах вместо того, чтобы ползать на четвереньках, что тормозит и препятствует дальнейшему нормальному развитию движений.
Если ребёнок может сидеть свободно и независимо, то начнёт ползать и научится сидеть с вытянутыми ногами вперёд, вы можете спокойно усадить его на детский стульчик с вертикальной спинкой, чтобы покормить. Спина должна быть прямой, в вертикальном положении от головы до таза. Существуют разные модели детских стульев: из разных материалов, разных размеров и цветов. Стул должен быть абсолютно устойчивым и подходить по размеру.
Когда ребёнок освоил позу прямого сидения без рук, вы можете поднять спинку стульчика для кормления и в коляске до вертикального положения. Ребёнок сможет изучать мир в более высоком положении и не захочет снова ложиться. Но не забывайте, что даже ребёнку, который уже научился бегать, необходимо иногда полежать в коляске на спине или на животе, чтобы отдохнуть.
Со временем автокресло становится для малыша слишком маленьким, и его приходится менять. Если вы не можете обойтись без длительных путешествий, спинку автокресла нужно перевести в положение для сна.
Как только ребёнок будет активно вставать на ноги, вы можете ожидать, что он совершит короткие поездки на велосипедном сиденье, но следите за тем, чтобы он не утомился и не заснул. Тогда позвоночник теряет устойчивость и неблагоприятно сдавливается. Вам не следует торопиться с более длительными велосипедными турами; позвоночник полностью выпрямлен и развернут вертикально только тогда, когда ребёнок ходит. То же касается и переноски в детском рюкзаке.
Движение и выпрямление
Так называемое «незрелое» ползание возникает из бокового присаживания, и поначалу ребёнок ползёт на не до конца раскрытых руках и на коленях, в то время как ступни и голени все ещё приподнимаются. При этом он двигается неуверенно и осторожно. Часто позвоночник при ползании прогибается. По мере увеличения практики ребёнок будет ползать таким образом, чтобы туловище при каждом шаге раскачивалось из стороны в сторону, а голени больше не приподнимались.
Ползание имеет большое значение для двигательного развития ребёнка, даже если в наше время вы можете найти и прочитать обратную информацию. Если малыш пропустит этот этап развития, навыки координации и, в частности, равновесия не разовьются оптимально, и даже в будущем ребёнок не преодолеет эти недостатки.
Однако, если родители рано приучат своего малыша к положению лёжа, а он не начнёт раньше времени садиться и вставать, то со временем ребёнок обнаружит, что ползание — это быстрый способ передвижения прежде, чем он научится ходить. Ползание придаёт туловищу большую устойчивость, а ноги привыкают к поступательному движению, как при ходьбе. С каждым шагом ребёнок тренирует координацию рук и ног. Поочерёдно поддерживайте руки и колени, так у малыша улучшается ощущение положения суставов: развивается так называемая глубокая чувствительность, которая является предпосылкой для хорошего баланса.
Для правильного ползания важно создать подходящие условия, например, подобрать удобное напольное покрытие в квартире, так как по ковру или ковролину ползать гораздо удобнее, чем по паркету или плитке. Летом вы можете просто оставить ребёнка на лужайке, и он будет ползать по траве, потому что ему понравятся приятные ощущения.
Когда ребёнок ползает по квартире, ни один шкаф или ящик не защищены от его любопытства. Он будет ползать и изучать всё, что покажется ему интересным. Достигнув своей цели, например, ящика с игрушками, он сядет прямо, вытянув ноги вперёд, а позвоночник полностью выпрямит. Это удобный и правильный с точки зрения развития способ исследовать содержимое ящика. От детского любопытства в этом возрасте зачастую страдают комнатные растения, т.к. большинство детей любят копаться в земле и обнажать корни.
Ползая, ребёнок приобретает такую устойчивость корпуса, что начинает поднимать и вытягивать руки вверх и подтягиваться с опорой на крупные предметы. Он симметрично подтягивается обеими руками и вытягивает обе ноги. Позже он может подтянуться только одной рукой, сильно опираясь на ногу с той же стороны.
Пока ребёнок устойчив только на широко расставленных ногах, он с энтузиазмом и настойчивостью качается вверх и вниз (ритмично приседает), а чтобы сохранить равновесие, ему нужно удерживаться обеими руками.
Как ребёнок может сидеть в возрасте 9 месяцев
Каждый ребёнок индивидуален в своих привычках. Некоторые дети предпочитают какой-то один способ сидеть, другие часто меняют его, используя все доступные им варианты:
1. Сидение «колечком»
Так называемая поза сидя «колечком» является предшествующим этапом длинного сиденья. В этой позе ноги слегка согнуты, коленки направлены наружу, а ступни друг к другу. Поясничный отдел позвоночника всё ещё имеет округлую форму. Но теперь обе руки малыша свободны!
2. Зрелое длинное сидение
Зрелое длинное сиденье должно быть симметричным, то есть ребёнок должен найти свой центр и равномерно распределить вес. В такой позе у малыша должны быть прямые ноги, коленные чашечки направлены вверх, позвоночник так же выпрямлен. Если ребёнок переносит вес на одну ягодицу больше, чем на другую, помогите ему найти центр, слегка надавив на приподнятую ногу.
3. Боковое присаживание без рук
В положении бокового присаживания ребёнку больше не нужно опираться на одну руку, как это было несколько недель назад, и обе руки наконец свободны для игры.
Дети с асимметрией с трудом используют боковое присаживание с обеих сторон и отдают предпочтение только одной стороне.
Важно! Причину этого явления должен искать врач.
4. Сидение на пятках
Ребёнок садится на пятки, когда подползает к какому-нибудь предмету и переносит вес на ноги, чтобы подтянуться. Затем он садится вертикально на колени, попа находится над пятками.
Если ребёнок разводит ноги и садится попой между своих пяток, это может указывать на проблему, в том случае, когда такое происходит слишком часто. Если ваш ребёнок с трудом принимает другие сидячие положения, врач должен проверить тазобедренные суставы на подвижность.
Совмещение разных сидячих положений даёт ребёнку бóльшую безопасность. Используя длинное сиденье, ребёнок меняет и расслабляет ягодицы, которые у него нагружаются во время косого присаживания. Чередуются симметричные и асимметричные позы. С косого присаживания ребёнок переходит в положение на четвереньках, а затем начинает двигаться ползком.
Развитие рук и ног
Моторика пальцев и кистей становится более точной, всё исследуется именно пальцами.
Ребёнок всё больше стремится к положению стоя, к чему его призывают уже достаточно развитые ноги и ступни, но неустойчивость всё ещё можно распознать по согнутым пальцам ног.
Развитая точная мелкая моторика рук и ног показывает, насколько растянулся позвоночник. Если грудной отдел позвоночника по-прежнему слишком круглый, значит лопатка ещё не заняла положение в грудной клетке, обеспечивающее свободу движений руки, кисти и пальцев. Тогда бесполезно просто практиковать мелкую моторику с ребёнком. Ползание на этом этапе способствует развитию позвоночника и, следовательно, точной координации рук и пальцев.
Другие навыки
Многие дети теперь используют разные слоги и последовательности слогов. Они различаются по громкости и высоте. Из последовательностей слогов «ма-ма-ма» и «ба-ба-ба» они позже образуют слова «мама» и «папа». Зачастую следующими слогами становятся «да-да», «ада».
Ребёнок понимает отдельные слова и их значения, такие как шляпа, куртка, прогулка. Его пассивное понимание языка растёт. Спросите малыша про его нос, живот, ноги, и он с гордостью покажет все названные места.
Социальное поведение
Ребёнок интересуется разговорами и внимательно слушает беседы взрослых. Он хочет быть частью этого процесса. Подражание теперь становится типичным. Ребёнок хлопает в ладоши во время «ладушек» и машет рукой, когда нужно попрощаться.
Предложения по игре и движению
С развитием способности ребёнка запоминать появляются новые варианты игры. Теперь вашему ребёнку понравится игра «ку-ку» во всех её вариациях: спрячьте лицо руками и покажитесь снова, возьмите шёлковый шарф и накройте им изумлённое лицо малыша. Вы также можете прятать игрушки под тканью и дать малышу возможность поискать свои любимые игрушки. Он с энтузиазмом будет срывать ткань с предметов.
Ребенок 9 месяцев
Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется “пинцетный захват” – ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.
Ребенку 9 месяцев. Что он может уметь? Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки. Обычно физическое развитие позволяет ребенку в 9 месяцев садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя. В этом возрасте малыш часто уже встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя) и даже подпрыгивает, держась за барьер. В 9 месяцев ребенок может стоять при поддержке за одну руку и переступать при поддержке за обе руки или под мышки, а также передвигаться приставным шагом, держась за опору. 9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.
Рост и вес ребенка в 9 месяцев данные отечественных педиатров
9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 7,9 | 10,5 |
Вес девочек, кг | 7,5 | 9,7 |
Рост мальчиков, см | 68,2 | 75,1 |
Рост девочек, см | 67,5 | 74,1 |
Окружность головы мальчиков, см | 44,0 | 47,4 |
Окружность головы девочек, см | 42,9 | 46,4 |
Окружность груди мальчиков, см | 44,4 | 50,8 |
Окружность груди девочек, см | 44,5 | 49,3 |
Рост и вес детей в возрасте 9 месяцев данные ВОЗ
9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 7,1 | 11,0 |
Вес девочек, кг | 6,5 | 10,5 |
Рост мальчиков, см | 67,5 | 76,5 |
Рост девочек, см | 65,3 | 75,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 42,5 | 47,5 |
Окружность головы девочек, см | 41,2 | 46,5 |
Питание ребенка в 9 месяцев
Вскармливание преимущественно грудное. Все большее место в питании малыша занимает взрослая пища. В возрасте 9 месяцев также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти, и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки и т.п.
Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев
9-месячный ребенок с интересом рассматривает свое отражение в зеркале. Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (или облизывает). Подражая взрослому или самостоятельно размахивает, гремит, стучит игрушкой.
В 9 месяцев у ребенка появляется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами – большим и указательным. Совершенствуются действия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.
Эмоционально-социальное развитие 9-месячного ребенка
Ребенку 9 месяцев – это расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. В этом возрасте малыш уже проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает им предпочтение). Улыбается в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку). Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям. Проявляет интерес к детям, их игре. У малыша в возрасте 9 месяцев (или чуть раньше или позже) появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.
Речевое развитие ребенка в 9 месяцев
Понимание речи:
Слыша свое имя, поворачивается, подползает. На вопрос: “Где то-то?” поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого). По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом. Берет (протягивает взрослому) названную несколько раз игрушку (“Дай то-то”). В 9 месяцев ребенок понимает слова: “ложись”, “вставай”, “брось”, “на” и другие, знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа. 9-месячный малыш может длительно прислушиваться к речи взрослого (не обращенной к нему), наблюдать за движениями губ взрослого.
Активное воспроизведение звуков речи:
Ребенок в 9 месяцев может повторять за взрослым слоги и звуки из своего лепета, а также подражать выразительным звукам (по-своему): “чихает”, “фыркает”, “гудит”, “лает”, “мяукает”. В этом возрасте малыш громко лепечет в периоды бодрствования.
Бытовые навыки ребенка в 9 месяцев
Тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.
Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны “Развитие ребенка раннего возраста” издательства “Линка-Пресс”.