Этапы развития ребенка от рождения до года: нормы, параметры, таблицы

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда. Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей». Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик. «А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. Психомоторное развитие – что это? Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка? ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности. С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по-своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по-своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие. На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д. Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей
Если же вы решили все-таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей. Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода. Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:
1. Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
3. Способен держать головку в лежачем положении
4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:
1. Поворачивает головку в сторону источника шума
2. Следит за предметами
3. Способен держать головку в вертикальном положении
4. Реагирует на речь

Третий месяц:
1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
2. Тянется к игрушкам
3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
4. Хорошо держит голову
5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:
1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок
2. Тянется за игрушкой
3. Смеётся
4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:
1. Звуки выстраиваются в цепочку
2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:
1. Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
2. Активно переворачивается со спины на животик
3. По-разному реагирует на родных и чужих
4. «Просится» на ручки

Седьмой месяц:
1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
2. Способен сам держать спинку
3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Восьмой месяц:
1. Способен самостоятельно сесть или лечь
2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Девятый месяц:
1. Стоит, если держать за ручку
2. Самостоятельно играется с игрушками
3. Специально кидает и следит за падением
4. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
5. Произношение звуков становится удвоенным

Десятый месяц:
1. Играет с другими детками
2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
3. Говорит первые слова
4. Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:
1. Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
2. Способен самостоятельно стоять
3. По разному реагирует на знакомых
4. Машет ручками в знак приветствия и прощания

Год:
1. Говорит от 5 и более слов
2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
4. Способен долго играть с игрушками
5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития. Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Психомоторное развитие ребенка от рождения до 1 года

«Ребенок никому ничего не должен!», «Нормы развития давно поменялись по сравнению с советскими!», — слышу на консультациях от некоторых родителей. К сожалению, ничего не поменялось, и сбор анамнеза требует узнать основные вехи психомоторного развития ребенка. Данная информация действительно часто проясняет картину, помогает выстроить определенные диагностические гипотезы.

Психомоторное развитие ребенка

При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.

2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.

3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.

4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.

5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.

6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).

6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.

7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.

8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.

9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.

11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.

Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие — залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Как развивается ребенок по месяцам?

Как развивается ребенок по месяцам?

Первый год жизни малыша – это особый период в жизни семьи.

Новый ритм жизни, новые хлопоты, новые привычки. Каждый день малыш открывает для себя мир, радуя родителей даже самым маленьким достижением. Родители следят за развитием новорожденного буквально по неделям. Чтобы семейное счастье было безоблачным, а детство радостным, маме и папе важно знать все о развитии ребенка по месяцам. В этой статье мы собрали актуальные рекомендации от ведущих педиатрических сообществ. Прочитав ее вы будете знать, какой навык стоит развивать малышу в следующем месяце, а также знать, на какие тревожные признаки стоит обратить внимание.

Рассмотрим этапы физического и психического развития ребенка до года .

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка в 1 месяц

Первый месяц – это период адаптации для всех: карапуза – к миру, а родителей – к миру, в котором есть малыш . Поэтому очень важно знать, как развивается ребенок в первый месяц жизни .

Физическое развитие

  • ребенок до месяца почти все время спит;
  • движения малютки в первый месяц жизни хаотичны;
  • малыш, лежа на животике, пытается поднять головку на несколько секунд;
  • может ненадолго останавливать взгляд на одном предмете;
  • узнает маму по голосу и запаху;
  • у ребенка в 1 месяц начинают проявляться черты лица, проходит отечность;
  • плачет, когда голоден и ощущает дискомфорт от мокрого подгузника.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом

Для психического развития малыша важно разговаривать с ним спокойным голосом, петь песенки или рассказывать стишки. Педиатры также рекомендуют чаще брать малыша на ручки: тактильный контакт очень важен. Можете купить небольшие мягкие игрушки, чтобы малыш мог учиться концентрировать на них внимание.

Развитие ребенка в 1 месяц

Развитие ребенка в 2 месяца

В это время малыш становится более активным, чем в первый месяц.

Физическое развитие

  • ребенок спит в среднем по 20 минут в час;
  • поворачивается с боков на спинку;
  • реагирует на звуки, поднимает и поворачивает головку;
  • может ненадолго поднять и удержать голову, лежа на животике;
  • тянет ручки к маме;
  • агукает;
  • сосет пальцы рук и ног, активно их исследуя;
  • пытается дотянуться до игрушки;
  • начинает различать цвета.
Читайте также:  Ретроцеребеллярная киста — симптоматика, лечение, профилактические меры

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с двухмесячным малышом

Разговаривайте с ребенком как можно чаще: делитесь с ним планами на день, пойте веселые песенки, делайте легкую зарядку по утрам, сопровождая ее потешками. Меняйте интонацию голоса, чтобы малыш учился ее различать. Учитывая нормы развития ребенка до года , не лишней станет в этот период покупка мобиля в кроватку или ночника с проекцией, чтобы малыш мог следить за динамичными предметами. Можете купить браслетик на липучке на ручку или ножку с разноцветными игрушками на нем.

Развитие ребенка в 3 месяца

Малыш к третьему месяцу заметно подрос, у него появились новые навыки.

Физическое развитие

  • малыш больше бодрствует ;
  • уверенно держит головку;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • пытается опираться на локотки, лежа на животике;
  • ловит свои ножки и играет с ними;
  • понимает, откуда исходит звук и поворачивает голову в этом направлении;
  • тянет в рот все, что попадает в руки;
  • хватает игрушки, к которым может дотянуться, удерживает их в руке.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом в возрасте 3 месяцев

В этот период малыш с помощью плача уже начинает требовать к себе внимание, выражает свое недовольство. Ребенок узнает близких людей, улыбается им. Пытается копировать мимику близких. В этот период целесообразно уже купить игровой коврик с дугами, на которые подвешены различные по форме и фактуре небольшие игрушки и погремушки.

Развитие ребенка в 4 месяца

Малыш взрослеет на глазах. В 4 месяца он уже не просто узнает вас, но и понемногу понимает обращенную речь, вливается в режим семьи.

Физическое развитие

  • малыш с легкость переврачивается на бок, на спинку, опирается на руки
  • ползает на животе;
  • пытается сесть;
  • переворачивается с живота на спинку;
  • осознанно берет и бросает игрушки;
  • пытается поддерживать бутылочку при кормлении.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с четырехмесячным малышом

Родители, зная особенности развития ребенка с первого дня , могут ожидать от малыша в это время попытки лепетать первые слоги “ма”, “па”, “ба”. Карапуз уже начинает реагировать на свое имя, чувствует настроение родителей У него появляются любимые игрушки. Малыш прислушивается к музыке, начинает стучать игрушками в такт. Поэтому, на этом этапе развития ребенка хорошо купить игрушки со звуковыми эффектами, которые вращаются или вибрируют.

Развитие ребенка в 5-6 месяцев

Развитие ребенка в 5-6 месяцев

В календаре развития ребенка этот период необычайно занимателен. Малыш начинает всем интересоваться, на прогулке все привлекает его внимание. Он очень активничает.

Физическое развитие

  • ребенок некоторое время сидит, опираясь;
  • играет с ногами, тянет их в рот;
  • начинает понемногу ползать;
  • в этот период у некоторых детей уже начинают прорезываться зубки, поэтому обзаведитесь безопасными прорезывателями;
  • в это время можно начинать понемногу вводить прикорм.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с полугодовалым малышом

Малыш становиться более коммуникабельным, пытается поддержать беседу на “своем языке”. Он играет с различными предметами, в том числе и с домашней утварью. Радуется близким и с опаской относится к незнакомцам. Любит рассматривать картинки, на которых изображены лица людей. К этому моменту у малыша уже выработались некоторые привычки (покушать, поиграть, прогулка).

Актуальными для развития мелкой моторики будут различные сортеры, игрушки молоточки. Но будьте внимательны к мелким деталям: маленький почемучка может проглотить их или попытаться засунуть в нос. Купите малышу рельефный прорезыватель для зубок (из нетоксичного геля или пластика), который может стать также интересной игрушкой.

Развитие ребенка в 7-8 месяцев

Это период начала социализации малыша, он старается во всем копировать родителей.

Физическое развитие

  • ребенок уверенно сидит;
  • старается встать на ножки, держась за бортик кроватки;
  • хорошо ползает, особенно за понравившейся вещью;
  • проявляет интерес к еде из общего стола, пьет из чашки при поддержке взрослого;
  • продолжают прорезываться зубки. При достаточном их количестве, малыш может жевать мягкую пищу;
  • встает на четвереньки.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом в возрасте восьми месяцев

В этот период ребенок проявляет активный интерес к разным игрушкам. Малыш все чаще копирует поведение взрослых. Он становится очень любознательным. Начинает понимать причинно-следственные связи, показывает на предметы, которые называет мама. В этом возрасте ребенок также узнает любимые песни и стишки, может просить родителей включить или спеть какой-либо из них. Малыш пытается произносить первые слова из повторяющихся слогов (ма-ма, па-па и т.д), имитирует звуки. В этом возрасте также можно начинать учить с малышом название частей тела, названия животных, и звуки, которые они издают.

Развитие ребенка в 9-11 месяцев

Развитие ребенка в 9-11 месяцев

В это время ваш малыш будет вас удивлять все больше и больше своими достижениями.

Физическое развитие

  • малыш уверенно сидит, держа ровно спинку;
  • уверенно стоит, держась за ручку;
  • ходит с помощью взрослых;
  • активно пробует новые продукты;
  • прорезываются еще зубы, из-за чего малыш может часто капризничать и плохо спать;
  • появляется много осознанных движений.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом, который готовится к первому дню рождения

Малыш начинает проявляет заботу о маме, высказывает знаки внимания, делает первые подарки. Также ребенок начинает интересоваться другими детьми, пытается с ними взаимодействовать. Малыш понимает, что можно, а что нельзя, выполняет первые просьбы. Чтобы занять ребенка, рекомендовано приобрести различные сортеры, книжки с большими и красочными иллюстрациями, карточки с изображением игрушек, животных, частей тела, фруктов и овощей. Это период активного развития речевого аппарата, разговаривайте с малышом постоянно, называйте все вещи, которые вас окружают. И тогда ваш малыш заговорит в ответ!

Развитие ребенка в год

Физическое развитие

  • ребенок уверенно сидит;
  • сам встает и пытается ходить без поддержки;
  • имеет около 6-8 зубов;
  • вес составляет около 10 кг, а рост в пределах 80 см;
  • малыш активно ест овощи, фрукты, мясо, рыбу, яйца, зерновые каши, молочные продукты, совмещая прикормы с грудным молоком матери или смесью. После года, при отсутствии противопоказаний, ребенка можно постепенно переводить на “взрослый” стол.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом

Ребенок в год – это уже полноценные человек. Только маленький. Он потихоньку ходит, говорит (словарный запас 10-12 слов). Может выразить свои чувства, проявляет эмпатию, пытается дружить с детками. Узнает членов семьи, выражает свои эмоции по отношению к ним (например, скучает). Ребенок понимает, о чем его просят, соотносит некоторые слова с предметами. Малыш готов к новым открытиям, ведь в мире столько всего нужно еще узнать!

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Родители, зная как развиваются дети до года , смогут проследить, отстает ли малыш в развитии .

Важно понимать, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, у некоторых малышей показатели могут отличаться от общепринятых норм (рекомендуем изучить нормы развития ребенка до года в таблице ниже).

Признаки, при которых может потребоваться консультация специалиста:

  • ребенок не реагирует на источник звука или обращенную речь;
  • неравномерное физическое развитие (например, нарушения моторики при нормальном росте и наборе массы);
  • регресс (исчезновение) ранее приобретенных физических навыков;
  • ребенок не поддерживает зрительный контакт;
  • судороги (локальные или генерализованные).

Если вы отметили у малыша эти или другие тревожные симптомы,, обратитесь за помощью к современному доказательному детскому врачу . Запишитесь на прием в Педиатрическом центре ADONIS или пригласите врача на дом по номеру:

Во время осмотра педиатр определит, нужна ли консультация детского хирурга , невролога или логопеда для исключения глухоты, а также других специалистов.

Преимущества педиатрии в ADONIS

Педиатры центра расскажут не только, как развивается ребенок в первый месяц жизни , но и станут вашими надежными помощниками в воспитании здорового малыша.

В отделении педиатрии ADONIS работают врачи большинства узких специальностей. Наши центры оснащены новейшим диагностическим и лечебным оборудованием из США и Германии, которое позволяет проводить тщательную диагностику и назначать эффективное лечение.

Педиатрия в ADONIS – это:

  • педиатры с опытом работы с самыми маленькими пациентами более 10 лет;
  • 20 узких специальностей;
  • новейшее оборудование;
  • все необходимые лабораторные и инструментальные исследования в одном месте;
  • консультации врачей экспертов в сложных клинических случаях;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку ;
  • комплексные программы ведение детей от 0 до 18 лет;
  • возможность получения всех необходимых справок после прохождения обследования (в детский сад, школу, лагерь, бассейн и т.д.).

Цены на консультацию

Цена на консультацию педиатра (в Киеве, в Педиатрическом центре или отделении ADONIS в Обухове) зависит от квалификации детского врача и особенностей приема (выездная консультация или прием в клинике).

Цена первичной консультации педиатра начинается от 550 грн. Консультация врача -эксперта педиатра начинается от 750 грн.

Выезд специалиста на дом в пределах Киева от 1300 грн (в зависимости от дальности вызова и других особенностей). Уточнить итоговые расценки вы можете через контакт-центр.

Как записаться к врачам

Записать ребенка на прием к педиатру, хирургу или неврологу в клинике ADONIS или же вызвать детского врача на дом можно через форму обратной связи на сайте или в колл-центре сети медицинских центров ADONIS по телефону:

Этапы развития ребенка от рождения до года: нормы, параметры, таблицы

О важности 12 месяцев

Почему врачи уделяют столь пристальное внимание развитию младенца именно в первые 12 месяцев его жизни? Дело в том, что в этот период малыш приобретает новые навыки с особой скоростью. Серьезные изменения происходят во всех системах его организма. Развивается зрение, мелкая моторика, опорно-двигательный и речевой аппарат. В дальнейшем ребенок никогда не будет обучаться новому в таких масштабах. Заторможенные рефлексы, неумение фокусировать взгляд, хаотичность движений на определенном этапе могут свидетельствовать о наличии серьезных заболеваний. Их признаки зачастую проявляются именно в первый год жизни. Поэтому так важно наблюдать за тем, правильно ли развивается новорожденный.

1 месяц. Адаптация

В этот период организм младенца привыкает к новым условиям. В течение дня новорожденный спит около 70% всего времени. Во сне он прибавляет в росте и весе, усваивая питательные вещества, полученные через молоко матери или смесь. В среднем за четыре недели малыш вырастает на 2-3 сантиметра и набирает 600-700 граммов. Просыпаясь, ребенок хаотично машет ручками и ножками, согнутыми в коленях. Сжимает кулачки. К концу первого месяца младенец умеет ненадолго удерживать голову, фокусировать взгляд на близко расположенных предметах, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговорам.

Рефлексы – верный индикатор

С первых дней жизни у малыша наблюдаются врожденные рефлексы. Часть из них сохраняется на всю жизнь (например, чихание, вздрагивание, зевота, моргание и другие), а некоторые исчезают по мере взросления. К таким угасающим рефлексам относятся:

  • Поисковый (малыш ищет грудь матери: если прикоснуться к уголку его рта, он повернет голову на раздражитель; исчезает к 4 месяцам)
  • Сосательный (ребенок обхватывает губами предмет, прикасается к нему языком; исчезает к году)
  • Хватательный (малыш моментально сжимает кулачок, если коснуться его пальцем; ослабевает к 4 месяцам)
  • Плавательный (если положить малыша на животик в воду, он начнет двигать ручками и ножками; сохраняется примерно до 5 месяцев)
  • Рефлекс «автоматической» ходьбы (если поднять ребенка вертикально и немного наклонить вперед, он начнет перебирать ножками так, как будто бы идет, при этом он должен опираться на всю стопу; исчезает к 3-4 месяцам)
Читайте также:  Паратонзиллит, что такое паратонзиллярный абсцесс горла?

Врачи определяют, правильно ли развивается нервная система у малыша, именно по степени и верности проявления врожденных рефлексов.

Особенности первого месяца

Итак, к концу четвертой недели жизни малыш:

  • Вырастает на 2-3 сантиметра и прибавляет в весе около 700 грамм
  • Просит кушать каждые два часа; в ночное время просыпается для этого до пяти раз
  • Бодрствует в день два-четыре часа о пяти раз
  • Действует рефлекторно, его движения хаотичны, ладони сжаты в кулачки
  • Лежа на животе, пытается поднять голову
  • Общается с родителями с помощью плача или кряхтения. Так он сообщает о голоде, дискомфорте, боли или о том, что ему необходимо ваше внимание
  • Ненадолго фокусирует взгляд на предметах, находящихся перед глазами
  • Реагирует на громкие и резкие звуки
  • Узнает маму, реагируя на ее голос и запах
  • Если вы постоянно общаетесь с малышом, к концу четвертой недели он начнет агукать

2 месяц. Оживление

Малыш становится более активным. Начинает различать эмоции взрослых и по-своему на них реагировать. Он увереннее держит голову. Начинает махать ножками и ручками, когда родители подходят к кроватке.

К концу восьмой недели жизни младенец:

  • Прибавляет в росте около 3 сантиметров и в весе от 700 грамм до килограмма
  • Бодрствует около 20 минут в час
  • Поднимает и ненадолго удерживает голову
  • Разводит ручки в стороны, активно двигает руками и ногами
  • Переворачивается с бока на спину
  • Постоянно агукает
  • Улыбается, тянется ручками и ножками к взрослым
  • Провожает предметы взглядом, следит за приближающимися и удаляющимися объектами
  • Поворачивает голову на звук
  • Движения становятся более скоординированными
  • Малыш рассматривает свои ручки, сосет пальцы
  • Если вложить в его ладонь предмет, он постарается его удержать
  • Пытается дотянуться до предмета

3 месяц. Новые краски

Малыш все увереннее держит голову. Пробует делать более сложные движения, например, опирается на локти, если перевернуть его на животик. Ребенок начинает различать цвета, интересуется яркими игрушками, проявляет любопытство к происходящему вокруг, достает соску изо рта и пытается вернуть ее обратно.

  • Прибавляет в росте до 3,5 сантиметров, в весе – около 750 грамм
  • Дольше спит ночью и меньше днем
  • В горизонтальном положении малыш удерживает голову до 25 секунд, в вертикальном – до 15 секунд, без труда поворачивает ее в разные стороны
  • Переворачивается на бок со спины. Лежа на животике, опирается на предплечья
  • Узнает близких, улыбается им
  • Начинает смеяться, копирует мимику взрослых
  • Легко находит источник звука и света
  • Если вы держите его вертикально над твердой поверхностью, он перебирает ножками, отталкивается от опоры, «подпрыгивая»
  • Ладони расправлены, малыш не только тянется к предметам, но и пробует их взять, засовывает игрушки в рот
  • Ребенок нашел свои ноги, исследует их, руками ощупывает личико
  • Основные движения остаются произвольными

4 месяц. Первые исследования

Малыш без труда держит голову. Лежа на животике, опирается на локти и выпрямляет руки. Тянется к предметам, берет их, рассматривает и пробует на вкус. Узнает маму среди других людей.

К концу четвертого месяца ребенок:

  • Вырастает еще на 2,5 сантиметра и прибавляет в весе в среднем 700 грамм
  • Переворачивается со спины на живот, уверенно держит голову, поворачивает ее в разные стороны
  • Спокойно поднимается на локтях, когда лежит на животике
  • Лежа на спине, пробует сесть, приподнимая верхнюю часть тела
  • Ползает на животе
  • Держит предметы одной или двумя руками, тянет их в рот
  • Изучает объекты, стучит ими, кидает
  • Во время кормления придерживает руками мамину грудь или бутылочку
  • Интересуется своим отражением в зеркале, хорошо фокусирует взгляд на предметах и внимательно за ними следит
  • Часто улыбается, смеется
  • Реагирует на свое имя, начинает прислушиваться к музыке
  • Произносит более сложные слоги («па», «ба», «ма»)
  • Любит общаться с мамой, переживает, когда ее нет рядом

5 месяц. Все быстрее и быстрее

Происходит заметный скачок в развитии малыша. Он активно ползает, переворачивается, пытается садиться и даже вставать на ноги. Произносит звуки гораздо увереннее, хотя еще и неосознанно. В этот период надо начинать учить его простым словам и помогать подниматься на ножки, делать вместе с ним первые шаги, поддерживая за подмышки.

  • Прибавляет в росте 2,5 сантиметра и в весе 700 грамм
  • Переворачивается с живота на спину и обратно, уверено держит голову в вертикальном положении, опирается на ладошки
  • Недолго сидит с опорой
  • Различает своих и чужих. Предпочитает находиться на руках у родителей. На незнакомцев реагирует настороженно
  • Призывает родителей к общению, тянется ручками, по-своему разговаривает, требует внимания
  • С удовольствием играет, активно изучает предметы
  • Разглядывает изображения на картинках
  • Начинают резаться первые зубки

Полгода. Новый уровень

К шести месяцам малыш запоминает свое имя и может отличать его от других. Он сидит без опоры, уверенно держит предметы в руках, перекладывает их из ладони в ладонь. Пытается встать на четвереньки. Учится произносить слоги, трудные согласные («в», «ф», «з», «с»). В этот период малыш уже готов усваивать новую пищу. В его рацион начинают вводить первые продукты прикорма.

В полгода младенец:

  • Прибавляет 2,5 сантиметра в росте и около 700 грамм в весе
  • Садится без посторонней помощи и может находиться в таком положении некоторое время
  • Ползает, опираясь на локти. Может подползти к предмету, который находится от него на небольшом расстоянии
  • Встает на четвереньки и раскачивается
  • Наклоняется, поворачивается в разные стороны
  • Пьет из кружки с посторонней помощью
  • Поднимает упавшие предметы
  • Выстраивает простые логические связи, изучая свойства объектов: если толкнуть игрушку – упадет, если нажать на кнопку – раздастся звук и так далее
  • Находит взглядом крупные предметы, на которые показывают родители
  • Хлопает в ладоши
  • Проявляет новые эмоции
  • Прислушивается к речи, повторяет за взрослыми слоги

7 месяц. Пик активности

Малыш становится настоящим непоседой. Легко перекатывается с живота на спину или на бок, уверенно сидит, самостоятельно ползает (как правило, пока только назад), ходит вдоль опоры. Запоминает названия предметов, частей тела. Нужно развивать его память, спрашивать, где у него находится носик, где висит зеркало и так далее. Малыш будет их искать и показывать. В этом возрасте дети любят стучать предметами, бросать их на пол и следить за тем, как они падают.

К концу седьмого месяца жизни младенец:

  • В среднем прибавляет в росте 2 сантиметра и в весе 600 грамм
  • Уверенно сидит, иногда опирается на руку, прямо держит спину
  • Начинает ползать или делает это лучше, если научился раньше
  • Учится есть с ложки
  • Встает с опорой, недолго держится на ногах
  • Ходит с поддержкой
  • У него развивается мелкая моторика, хватательные движения
  • Может держать предметы одновременно в двух руках, продолжает с интересом изучать их свойства
  • Копирует поведение взрослых
  • Может сказать, как лает собачка, мяукает кошечка и так далее. То есть в речи появляется звукоподражание
  • Понимает родителей по интонации. Например, если вы говорите «нет», что-то ему запрещая
  • Начинает интересоваться книгами

8 месяц. Развитие продолжается

В этом возрасте ребенок умеет передвигаться без посторонней помощи, садиться и вставать. Он понемногу начинает понимать ваши просьбы. Угадывает маму и папу на фотографиях. Учится самостоятельно кушать.

Также к концу восьмого месяца малыш:

  • Прибавляет в росте еще 2 сантиметра и в весе 600 грамм
  • Сильно привязан к маме, болезненно переживает расставание с ней
  • Самостоятельно сидит, встает, передвигается вдоль опоры
  • Хорошо ориентируется в знакомом пространстве
  • Выполняет простые задачи: показывает предметы, приносит их
  • Умеет делать сложные операции с объектами: собирать пирамидку, закрывать банки и так далее
  • Проявляет новые эмоции: грусть, удивление, восторг, настойчивость
  • Произносит первые осознанные слова Танцует под музыку и любит ее слушать

9 месяц. Маленький манипулятор

В этом возрасте дети не только учатся самостоятельно ходить, но и начинают понимать, как устроены окружающие люди. Появляются первые попытки влиять на решение родителей с помощью капризов и плача.

Также в этот период младенец:

  • Прибавляет в росте и весе 2 сантиметра и 600 грамм соответственно
  • Садится из положения лежа и встает из положения сидя. Учится залезать на диваны и стулья, открывать двери и ящики
  • Когда ползает, свободно разворачивается, меняет направление движения
  • Настойчиво достает спрятанные предметы, запоминает, куда вы кладете его игрушки
  • Проявляет различные эмоции по отношению к родителям
  • Учится самостоятельно пользоваться ложкой, пробует одеваться
  • Развивается мелкая моторика. Ребенок может брать в руки небольшие предметы, рвать бумагу на кусочки, мять пластилин
  • Копирует действия родителей, выполняет простые поручения и любит делать это публично
  • Формируется словарный запас, развивается собственная манера речи, понятная только родным

10 месяц. Сознательный

Малыш продолжает учиться, копируя поведение взрослых. Самостоятельно играет, уверенно двигается и держит предметы, перелистывает страницы книжек. Учится общаться с другими детьми. Хорошо знает слово «нельзя».

К концу десятого месяца жизни ребенок:

  • Вырастает в среднем на 1 сантиметр и прибавляет в весе около 350 грамм
  • Быстро передвигается на четвереньках, стоит без посторонней помощи, пробует делать первые шаги
  • Может удержать в одной руке несколько предметов
  • Умеет совершать двойные действия: отдавать и забирать, открывать и закрывать
  • Начинает пользоваться преимущественно одной рукой
  • Понимает, какие действия нужно совершать с предметами: машину – катать, кубики – ставить один на другой и так далее

11 месяц. Почти взрослый

Малыш может назвать почти все предметы в доме. Понимает и выполняет ваши просьбы. Его движения становятся сложнее, словарный запас расширяется.

К концу 11 месяца ребенок:

  • Вырастает на 1 сантиметр и прибавляет 350 грамм
  • Активно двигается, встает, ложится, садится, может сделать несколько самостоятельных шагов
  • Все пытается делать сам. Умеет пользоваться ложкой и кружкой, пробует надевать одежду
  • Эмоционально реагирует на все новое – от игрушки до незнакомых людей
  • Понимает по реакции родителей, хорошо или плохо поступил
  • Любит, когда его хвалят
  • Много разговаривает, четко произносит простые слова
  • Свои желания умеет выражать не только плачем
  • Машет рукой, когда прощается
  • Иногда вместо «да» и «нет» утвердительно качает или отрицательно машет головой
  • Интересуется музыкальными игрушками, яркими картинками
  • Может брать указательным и большим пальцами мелкие предметы размером с горошину

Год. Последний этап быстрого развития

В этом возрасте малыш самостоятельно ходит, помогает родителям его кормить, купать и одевать. Ребенок начинает заботиться о своих игрушках так же, как и взрослые о нем: укладывает спать, дает еду, защищает.

  • Вырастает еще на 1 сантиметр и прибавляет в весе 350 грамм
  • Умеет приседать, ходить без посторонней помощи, перешагивать препятствия
  • Пережевывает твердую пищу
  • Проявляет особенную привязанность к родителям и своим игрушкам, у него обостряется чувство собственности
  • Знает, как пользоваться самыми разными предметами
  • Если нужно освободить руки, перекладывает вещи под мышку
  • Ищет нужный ему предмет, даже если не видел, куда его убрали
  • Понимает все, о чем ему говорят взрослые
  • Выражает свои желания словами. Знает около 10-15 наименований предметов

Важно знать: Дети развиваются по-разному. Малыш может несколько отставать или опережать указанные сроки. Главное – не забывайте его хвалить за достижения и не расстраивайтесь, если у него что-то не получается. Кроха обязательно справится со всеми задачами, чувствуя вашу любовь и поддержку.

Резюме: В первый год жизни малыш проходит серьезный путь развития от бессознательного младенца до почти самостоятельного человека. Родителям необходимо знать основные этапы этого процесса, чтобы следить за состоянием здоровья своего ребенка.

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка по месяцам

Все дети разные, согласны? Команда BabySleep уже много лет убеждается в этом на практике, налаживая сон тысяч детей и их родителей. Разница не только в том, сколько, когда и как дети спят. Развиваются они тоже по-разному.

Читайте также:  Эклампсия беременных: что это такое, каковы ее причины и последствия?

Но есть усредненные ориентиры, выведенные на основе статистики, и довольно широкие рамки вариантов нормы. По ним можно следить за основными вехами развития малыша и при необходимости вовремя обратиться к педиатру, неврологу или другим специалистам. А если необходимости нет (что чаще всего и бывает), то расслабиться и спокойно растить своего здорового малыша без лишней тревоги и напряжения.

Эту серию статей мы создавали с целью успокоить родителей, вселить в них уверенность в себе, в своих детях и в том, что природа о многом позаботилась. Ваш малыш обязательно вырастит все зубы, непременно перевернется, улыбнется, поползет, сядет, встанет, пойдет, побежит, заговорит, сосчитает до пяти и так далее – в свое время.

Все данные, касающиеся возрастных норм развития, мы брали из документов Всемирной организации здравоохранения – самого авторитетного в мире источника медицинской и околомедицинской информации. Кроме того, к созданию сервиса «Развитие ребенка по месяцам» мы привлекли известного педиатра с почти 20-летней врачебной практикой Суламифь Вольфсон, автора множества научно-популярных статей, курсов и вебинаров по педиатрии и уходу за детьми. Все наши консультанты прослушали вебинар, подготовленный ею специально для курса повышения квалификации консультантов по сну BabySleepConsult.

Сервис «Развитие ребенка месяц за месяцем» представляет собой своеобразный календарь развития и включает 16 статей о развитии детей по возрастам: на каждый месяц с рождения до года, а также на 1,5, 2 и 3 года. В каждой статье о возрастном этапе развития вы найдете следующие рубрики.

Вы узнаете, что ребенок вовсе не обязательно должен соответствовать росту с ярлыков на одежде. Общеизвестный «стандарт» размеров одежды – 56 для новорожденного, 62 для трехмесячного, 68 для полугодовалого, 80 в год, 86 в полтора года и так далее – ориентируется скорее на верхнюю границу вариантов роста детей, а не на среднестатистический рост. В каждой статье на возраст будет дана таблица с указанием диапазона нормальных значений роста для мальчиков и девочек.

Вы знали, что вес двух разных детей в возрасте одного месяца может отличаться даже на 2 и более килограммов? И при этом оба ребенка могут быть абсолютно здоровы, а их вес «нормальным»! Подтверждение этому вы найдете в табличных нормах, разработанных ВОЗ.

В этом разделе можно месяц за месяцем следить, как кроха овладевает собственными ручками. В 3 месяца бесконтрольное хаотичное размахивание руками – совершенно здоровая ситуация. Зато месяцев после 9 ребенок уже в состоянии показать на кукле глазки указательным пальчиком.

Этот раздел показывает, что в полгода малыш не «обязан» сесть, а в год пойти. Вехи формирования физических навыков настолько широки, что рамки нормы растягиваются на целые месяцы: один малыш может поползти в 5 месяцев, а другой в 9. В то же время есть четкие рекомендации по безопасности, например, что в два месяца младенцу все еще обязательно нужно поддерживать голову.

Эта рубрика посвящена психологическому созреванию ребенка. В ней описаны самые важные скачки развития детей от рождения до 1,5 лет. Из нее вы узнаете не только то, на что малыш способен по возрасту, но и то, что является показателем нормального развития, а в каких ситуациях стоит обратиться к специалистам. Так, в 4 месяца все дети отличают «своих» и «чужих», а многие могут быть более беспокойными, чем обычно, из-за четвертого скачка развития.

Ни то, ни другое не является необходимостью, если речь идет о здоровых, нормально (в широких рамках нормы согласно ВОЗ) развивающихся детях. Те варианты массажа и гимнастики, которые мы предлагаем, не являются лечебными. Это просто дополнительный способ общения взрослого и ребенка, еще одна возможность сближения с малышом, насыщения его своим вниманием. Ведь именно контакт и близость заботливого родителя – базовое условие развития вашего крохи. Гимнастика появляется в статьях на возраст после года. Ведь если в пять месяцев малыш еще относительно спокойно лежит во время массажа, то в полтора года он наверняка превратится в активного непоседу. Большую отдельную статью мы создали об игровой гимнастике для малышей в 2–3 года – с описанием конкретных комплексов упражнений.

В этом вопросе рамки нормы, пожалуй, наиболее широки. Наши статьи уверят вас, что не стоит смущаться, если ребенок вашей подруги в два года говорит сложными предложениями, а ваш в том же возрасте еще тычет пальчиком, выкрикивая отдельные слова. Вероятнее всего, к трем годам эта разница исчезнет без следа. А если мама и папа хотят активно участвовать в этом процессе, можно заниматься с крохой, используя игры и упражнения из наших статей по развитию речи детей от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет.

Самостоятельная игра развивается у детей постепенно и под влиянием игрового взаимодействия с любящими взрослыми. На каждый возраст мы подобрали игры, которые максимально соответствуют актуальным способностям малыша и его потребностям в развитии. Например, в девять месяцев можно предложить игру на поиск предметов одной категории, в десять месяцев – на звукоподражание. Чем старше ребенок, тем более разнообразные и интересные игры ему доступны! Об играх после года мы подготовили отдельные статьи: «Как играть с малышом в 1–1,5 года» и «Как играть с ребенком в 1,5–2 года».

Нужны ли игрушки новорожденному? Когда предложить ребенку первые игрушки? Какие заинтересуют малыша в 3 месяца, а какие в 3 года? Мы изучили рекомендации специалистов и дали примеры развивающих игрушек на каждый возраст. Вы сэкономите деньги, приобретая только то, что будет актуально для вашего крохи. Например, для ребенка в семь месяцев мы предлагаем игрушки, стимулирующие ползание, а для годовалого малыша, благодаря его исследовательскому энтузиазму, игрушками становятся многие обычные предметы обихода.

В этой рубрике статей о развитии по месяцам вы найдете краткие сведения: сколько часов спят дети в разном возрасте в сутки, ночью и днем. Узнаете, например, что в восемь месяцев большинство малышей уже перешли на два дневных сна, а в одиннадцать месяцев у родителей может сложиться впечатление, что для ребенка два сна уже слишком много, хотя это лишь начало процесса сброса второго сна.

Поскольку в силу специализации у нас больше всего информации, в том числе практической, по теме сна, то рядом с подобной лаконичной справкой вы найдете ссылки на подробные статьи о сне в разном возрасте ребенка.

Надеемся, что наш сервис окажется полезен для многих родителей, даст ключевую информацию о развитии малышей с рождения до 3 лет и вдохновляющие идеи, как весело и интересно участвовать в этом развитии изо дня в день. А мы, консультанты по сну, готовы помочь вам и вашему ребенку высыпаться в каждом возрасте, учитывая его особенности.

Что должен уметь ребенок (развитие ребенка от 1 до 12 месяцев)

В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Что умеет ребенок в 1 месяц

От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.

Что умеет ребенок в 2 месяца

Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным — смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами — бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален — у него может часто меняться настроение.

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Начинается «период непоседы» — ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.

Что умеет ребенок в 8 месяцев

Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».

Что умеет ребенок в 11 месяцев

В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) — он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.

Также вы можете узнать основные правила ухода за новорожденным в нашем блоге.

Ссылка на основную публикацию