Ребенку 12 месяцев. Как развивается ребенок в двенадцать месяцев

Развитие ребенка в 12 месяцев

С момента появления малыша на свет прошел уже целый год. И некогда крошечный младенец подрос в смышленого маленького человечка, стремящегося к познанию окружающего мира. Годик – это первая серьезная дата для ребенка и завершение первого этапа взросления. Малышу еще многому предстоит обучиться, впереди ждет масса открытий и новых впечатлений. А родителей ожидает еще достаточно волнений, пока годовалый карапуз превратится во взрослого человека. Но пока главная родительская задача – следить за нормами развития ребенка и помогать ему расти здоровым и крепким.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

К этому возрасту большинство малышей уже умеют самостоятельно ходить. Это может быть хождение за ручку с мамой или уверенное передвижение возле опоры. Строгих требований или мнений по этому вопросу нет. И считается вполне нормальным, если ребенок пока предпочитает передвигаться на четвереньках. У каждого организма свои темпы развития и не стоит их форсировать. Возможно, тело малыша еще не готово к тому, чтобы уверенно передвигаться на ножках. Тем не менее в годик ребенок уже должен уметь присесть на корточки из положения стоя и подняться обратно, не опираясь при этом на стену или мебель.

У малыша уже прорезались несколько зубов. Обычно к году появляются передние резцы и начинают расти боковые.

Нормы веса и роста у ребенка в 12 месяцев

С приближением первого юбилея рост ребенка несколько замедляется по сравнению с темпом предыдущих месяцев. Поэтому существенной прибавки за месяц не произойдет. Средняя прибавка веса равна 400 г. В росте малыш обычно прибавляет не более 2 см. Таким образом, норма веса для годовичка составит 10 кг при росте в 75см. Вполне допускаются некоторые отклонения от этих параметров в пределах +1кг по весу и +5см по росту. Развитие каждого ребенка проходит индивидуально и зависит от генетических предрасположенностей, особенностей организма и условий жизни, поэтому здесь нет строгих весовых и ростовых критериев.

Развитие у мальчиков в 12 месяцев

Развитие у девочек в 12 месяцев

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Зрение

У малыша активно формируется бинокулярное зрение, появляется понимание, что предметы объемные. Малыш уже может отличать некоторые фигуры и основные цвета.

Слух

Тесно связан с развитием речи. В большинстве случаев дети в годик понимают намного больше, чем способны сказать. Четко различают оттенки интонации взрослых. Могут определить источник звука и его направление: слева, справа, сверху и тд.

Речь

В этот период быстрыми темпами идет развитие речи. Обычно ребенок уже умеет произносить различные слоги и имеет в арсенале несколько простых слов: мама, папа, дай, на, ам-ам и т.д. Не стоит переживать, если малыш пока не говорит ничего вразумительного. Становление речи – долгий и трудоемкий процесс, некоторые малыши полноценно заговаривают лишь после 2х лет. Просто им требуется большее время на формирование речевых навыков.

Моторика

Дети в 12 месяцев активно пользуются руками. Они способны захватывать различные по размеру предметы обеими руками, передавать их взрослому по их просьбе. Также малыш активно осваивает жесты. Часто использует указательный пальчик, когда хочет обратить внимание родителей на какую-то вещь. В это время ребенок начинает осваивать использование столовых приборов, пытается кушать самостоятельно ложкой.

Эмоции

Все большее значение малыш уделяет смеху и не упускает возможности посмеяться. Ему нравится, когда взрослые смеются вместе с ним, более того, он старается нарочно их рассмешить.У многих детей в 12 месяцев начинает проявляться первая самостоятельность. Они активно выражают желание делать что-то самим, без помощи взрослых. И рьяно протестуют капризами и слезами, когда родители пытаются вмешаться. Малыши могут проявлять свой характер, заявлять свои правила и пытаться их отстоять. В связи с этим родители могут столкнуться с первыми сложностями в воспитании детей и ощутить на себе действие кризиса первого года.
Ребенок в годик уже умеет считывать разницу в отношении к нему взрослых. Например, он может держаться подальше от строгого родственника, и напротив, с удовольствием оставаться с более мягкими бабушкой или мамой.

Игра

Малыш уже способен играть самостоятельно непродолжительное время. Он строит башни из кубиков, собирает пирамидку, увлеченно занимается музыкальными игрушками. Также может покатать машинку или каталку, бросать мячик.

Режим дня в 12 месяцев

Режим сна

Малыш все еще нуждается в длительном сне по 13-14 часов в сутки. Некоторые детки в этом возрасте переходят на один дневной сон. В этом случае он должен продолжаться не менее 2х часов и заканчиваться не позднее 16:00. Тогда период бодрствования до момента вечернего укладывания будет достаточным, чтобы малыш успел устать. И вечером его будет проще уложить в постель. Продолжительность ночного сна составит 11-12 часов.

Прогулки

Обязательным пунктом режима является ежедневная прогулка. В идеале на свежем воздухе нужно проводить как можно больше времени, особенно в теплое время года. Прогулочный минимум 1.5-2 часа в день. Желательно, чтобы прогулка не приходилась на время дневного сна. В годик ребенок активно познает мир, с ним можно гулять не только в коляске, но и на детской площадке, привлекать его к общению с другими детьми.

Оно по-прежнему остается пятиразовым. Кардинальных отличий от 11 месяцев здесь не будет. При сохранении грудного вскармливания оставляют 2 прикладывания в день – утреннее и вечернее. При искусственном вскармливании эти кормления заменяют смесью, соответствующей возрастным потребностям.

Ежедневный рацион ребенка должен содержать 1200-1300 калорий:

  • Кисломолочные продукты (кефир, йогурт) 200 мл в день;
  • Творог (свежий, запеканка, сырники) 70г в день;
  • Яйца перепелиные или куриные (в случае отсутствия аллергии) не более 3х раз в неделю по 1шт;
  • Овощи и фрукты 200г в день. В годик постепенно можно вводить новые фрукты, ягоды, овощи;
  • Мясные продукты (индейка, курица, телятина) 200г в день. Из мяса можно приготовить тефтели, суфле, фрикадельки.
  • Рыба нежирных сортов (треска, судак) 2 раза в неделю по 40г;
  • Каши и крупы (кукурузная, рисовая, гречневая, овсяная, мультизлаковая);
  • Напитки (соки, компоты из сухофруктов);

В годик все дети активно учатся пережевыванию пищи. Поэтому стол ребенка нужно организовать таким образом, чтобы на нем присутствовали и перетертые блюда и блюда с мягкими кусочками.

Полезные привычки

В 1 годик уже можно смело приучать малыша к полезным привычкам: умыванию и чистке зубов по утрам и вечерам, мытью рук перед едой и после возвращения с прогулки, высаживанию на горшок. Также рекомендуется ежедневно купать ребенка. Водные процедуры благотворно влияют на развитие и помогают укреплять иммунитет. Для комфортного купания температура воды должны быть не выше 37-38 градусов.

Как поддерживать развитие ребенка

Для малышей 1 года будут полезны различные занятия и игры.

Чтение книг для самых маленьких – способствует расширению словарного запаса ребенка. Особенно полезны будут стишки и потешки с движениями. Выполняя их совместно с родителями, малыш сможет подвигаться, а также проиграть различные жизненные ситуации, описанные в книжке.
С годика ребенка уже можно приобщать к сюжетным играм. Они расширят его житейский опыт и обогатят познания об окружающем мире.

Активное вербальное общение – поможет малышу узнать больше новых слов, строить предложения. Полезным будет помогать крохе озвучить его просьбу. Например, малыш показывает на шарик и просит «дай». Можно подсказать ему: «мама, дай шарик!» .

Мелкая моторика

Это все те же занятия с мелкими предметами: нанизывание бусин на нитку, лепка из пластилина, пересыпание и перекладывание зерен и пуговиц из одной емкости в другую.

Хождение

Стимулируйте ребенка развивать навык хождения. Если малыш уже твердо ходит, можно совершать с ним короткие пешие прогулки, шагать за ручку по лестнице, переступать через небольшие препятствия, обходить лужи и т.д. Когда ребенок еще не делает самостоятельных шагов, а ходит только за руку, можно предложить ему самому подойти к вам за игрушкой 2-3 шага. Иногда для лучшего равновесия в руки малышу дают небольшой мячик. Можно попросить малыша дать вам мячик и отойти на пару шагов. Таким образом, ребенок будет одновременно занят игрой и укрепит навык передвижения.

Социализация

Поощряйте общение с другими детьми. Если у малыша есть старшие братья и сестры, приобщайте их по мере возможности к совместным играм. Ребенок должен иметь широкий круг общения. Хорошо, когда кроме родителей и ближайших родственников в него входят близкие друзья мамы и папы, двоюродные братья и сестры, дяди, тети.

Полноценное здоровое развитие ребенка включает в себя не только соответствие физическим и психологическим нормам. Между малышом и родителями должна присутствовать крепкая эмоциональная связь. Эта связь необходима детям как воздух. Она стимулирует развитие их личности, положительных черт характера, создает чувство защищенности и безопасности. Поэтому помимо повседневного ухода за ребенком, игр, прогулок и кормлений следует не забывать об эмоциональной составляющей воспитания. В семьях любящих родителей дети развиваются активнее и часто опережают своих сверстников.

Ребенок играет: от рождения до года

Часто самая любимая фотография в семейном альбоме это изображающая ребенка в первый день его рождения, когда он обеими руками залезает в праздничный торт. В своем стремлении к исследованиям ребенок с головой окунается в неизведанное. С момента рождения ваш малыш активно изучает окружающий его мир. В первые месяцы жизни познание мира ограничивалось тем, что он смотрел вокруг, прислушивался к звукам и знакомился с новыми ощущениями. В возрасте от трех до шести месяцев его исследования простираются на расстояние вытянутой руки, которой он пытается потрогать и пощупать все, включая и лица родителей. Начиная с шести месяцев, ребенок учится ползать, садиться и вставать на ноги, что дает ему возможность еще больше расширить свои познания об окружающем мире.
Когда ваш ребенок вступает во второй год жизни, вы обнаруживаете, что он стал по-новому относиться к своему окружению; теперь он не только исследует его, но и пытается экспериментировать. Малыш увлеченно вытряхивает содержимое маминой сумочки, стремясь найти способы, как это сделать быстрее и эффективнее. Сначала он вынимает предметы по одному, затем запускает в сумочку обе руки и выгребает ее содержимое. Наконец он встает, держа сумочку в руках, переворачивает ее и наблюдает за тем, как все, что там еще осталось, вываливается на пол. Также меняется его поведение по отношению к окружающим людям. Ребенок постепенно начинает понимать, что может оказывать на них влияние, и активно использует это. Несколько месяцев назад он мог затеять игру с незнакомым человеком, предлагая ему взять игрушку, а затем забирая ее обратно. Теперь мы видим, что во время игры малыш начинает озорничать. Он неожиданно протягивает гостю печенье. Как только тот собирается откусить кусочек, малыш отдергивает руку и смеется. Желание ребенка подразнить гостя очевидно.
Малыш начинает подражать взрослым, что указывает на его способность анализировать их поведение. Теперь он повторяет не только ваши действия, но и манеру поведения. Ребенок вытирает свой столик после обеда и подражает взрослому, рассеянно постукивающему пальцами или теребящему мочку уха. Особенно ему нравится гримасничать – сердито хмуриться или морщить нос.
Внимательное наблюдение за годовалым ребенком дает повод думать, что его поведению свойственна игра воображения. Она носит в основном черты подражания и позволяет нам узнать, как это происходит. Мама, чувствуя себя виноватой, уронив куклу на пол, поднимает ее и жалеет. Спустя некоторое время мы видим, как малыш крепко обнимает и целует куклу. Мама с шумом катает игрушечную машинку по краю ванной, и на следующий вечер ребенок делает то же самое. Способность малыша восстанавливать в памяти знакомые сцены и события свидетельствует о развитии его интеллекта. В будущем вы можете в значительной степени способствовать этому развитию.

К концу первого года жизни большинство детей способны самостоятельно передвигаться по дому, даже не научившись ходить. Ребенок интересуется не только тем, что находится прямо перед ним или сзади него, но и тем, до чего не дотянуться. Испытывая любопытство, многие малыши забираются туда, откуда сами не в состоянии слезть. Поскольку ребенку проще залезть наверх, чем спуститься вниз, высота может вызвать у него неожиданный страх. Нельзя сказать, что это шаг назад в развитии малыша, у него просто появляется ощущение высоты, которое в свою очередь вызовет чувство опасности.
Теперь и время купания может использоваться для развития двигательных навыков ребенка. Малыш разбрызгивает воду не только руками, но и ногами. Он встает в ванночке и даже пытается вылезти из нее. Шершавый коврик под ванночкой позволит сделать купание более безопасным.
Хотя годовалый ребенок только что научился ходить, тем не менее, передвигаясь, он способен совершать и другие действия. Он сможет идти и толкать, идти и тянуть, идти и нести игрушки и т. д. Если рядом с ним находится старший брат или сестра, малыш охотно, подражая им, займется гимнастикой. Он наклонится, уперевшись головой в пол, и из этого положения будет с интересом рассматривать окружающих, при этом ожидая их одобрения. Ребенок научился бросать предметы и теперь тренируется при каждом удобном случае. Иногда он делает это просто ради удовольствия, а иногда ему хочется узнать, куда покатится мяч. Он может два или три раза осторожно бросить мячик папе, а затем сильно бросить его совсем в другую сторону. Увлеченный, он внимательно будет наблюдать за тем, как мяч отскакивает от стены или как катится вниз по лестнице. Малыш пристально следит за тем, как мяч проскакивает через дверь в спальню и закатывается под кровать.
Если вы живете в теплом климате, плавание может стать любимым занятием годовалого ребенка. Большинство детей не боятся окунать голову в воду и с удовольствием плавают туда и обратно между папой и мамой. Малышам нравится плавать на детском надувном матрасике, скользя по поверхности воды и разбрызгивая ее руками. Не следует надевать на ребенка надувной спасательный круг, так как малыш может легко выскользнуть из него.
Занятия в группе по плаванию помогут развить двигательные навыки у годовалого ребенка, хотя и маловероятно, что он станет настоящим пловцом. Поскольку малыш все еще настороженно относится к незнакомым людям, во время занятий родителям следует находиться рядом с ним. Смысл раннего обучения плаванию заключается в том, что оно помогает ребенку более свободно чувствовать себя в воде. Если во время занятий малыш испытывает страх даже в вашем присутствии, их необходимо прекратить.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок любит проводить “осязательные” эксперименты – трогать скользкое желе, липкую, влажную глазурь и твердые холодные кубики льда. Невозможно удержать малыша от того, чтобы во время кормления он не дотрагивался до еды. Он размазывает по столу овсяную кашу, разбрызгивает яблочный сок и окунает пальцы в молоко. Даже самые аккуратные и придирчивые родители не в состоянии помешать этому. Ребенок полон желания узнавать новые звуки, так же как и новые предметы. Он стучит ложкой по стакану, тарелке, миске и по стульчику. Малыш экспериментирует и со своим голосом – иногда он вскрикивает, иногда подолгу невнятно бормочет, подражая разговору и пению. Бывает, что, проснувшись утром, он начинает бормотать так целых минут двадцать, пока кто-нибудь не обратит на него внимание.
Большинство “научных открытий и опытов” происходит, когда ребенок занимается с игрушками и другими предметами. Он любит стучать и перемешивать что-нибудь ложкой, переворачивать коробочки, баночки и другие емкости, высыпая оттуда содержимое, или дергать игрушку за веревочку. В конечном счете, все действия малыша направлены на то, чтобы научиться использовать предметы по назначению.
Стремление находить что-то новое развивается параллельно с физической силой и проявляется в попытках узнать, можно ли предметы разделить на составные части. Вместо того чтобы спокойно играть с соской, он будет трясти и стучать ею и в конце концов, размахнувшись, выбросит. Теперь ребенок упорно стремится соединить вместе отдельные части предметов, чтобы придать им ту форму, которую он видел изначально, – он складывает кубики обратно в коробочку, соединяет вместе рассыпанные бусинки.
Хотя это не всегда ему удается и он при этом расстраивается, тем не менее постепенно его попытки становятся более успешными. Малыш уже может перекладывать ложку с едой из одной руки в другую, держать чашку и открывать коробочку с изюмом. Кроме того, он учится зачерпывать воду в ванной с помощью различных предметов, дергает шнурок от ботинка до тех пор, пока он не развяжется, отрывает листочки от растения, снимает бусы через голову, чиркает карандашом и, взявшись за ручку, открывает дверцы тумбочки.

Понимаем своего ребенка

К концу первого года жизни большинство детей уже умеют использовать, по крайней мере, одно слово и делают это при каждом удобном случае. Это слово больше чем просто слово. Подчас оно заменяет целую фразу. “Мама” означает: “Мама, иди сюда и возьми меня”. “Да-да” может означать: “Дай мне скорее мою бутылочку!” Хотя в этом возрасте ребенок не может произнести более трех-четырех слов, он уже хорошо понимает речь других. Малыш знает имя каждого члена семьи и смотрит на человека, имя которого произнесли. В альбоме он узнает фотографии родных и указывает на них пальцем. Когда вы спрашиваете его, хочет ли он печенья, голос малыша звучит совсем иначе, чем когда он отвечает на ваш призыв выпить лекарство. Вместо того чтобы говорить простыми предложениями, некоторые родители стараются произносить одно слово: “Спать” или “пойдем”.
По мере того как развивается способность ребенка понимать речь, он учится исполнять некоторые простые указания. Обычно дети понимают значение одной-двух простых фраз, таких, как: “Дай мне” или “Покажи мне”. Как только ребенок усвоит эти ключевые слова, он сможет выполнять и другие ваши просьбы: “Покажи мне свои глазки”, “Покажи мне свой пупок”, “Покажи мне свои ножки”, “Достань мамину сумочку”, “Достань мамины ключи”.
Хотя малышу нравится исполнять ваши указания, он иногда не прочь и подразнить вас. Когда вы просите его что-нибудь принести, он может пойти за этим предметом, а принести совершенно другой. Тот факт, что он, наблюдая за вашей реакцией, смеется, свидетельствует о том, что это игра.
Вместе с умением подразнить взрослого к ребенку приходит понимание того, что значит слово “нет”. Когда малышу было десять месяцев, услышав “нет”, он останавливался на секунду, а затем снова возвращался к своему занятию. Теперь он понимает, что это слово означает запрет. Когда взрослый говорит годовалому ребенку “нет”, тот обычно начинает протестовать или плакать.
Желание ребенка познать окружающий мир распространяется и на сферу человеческих отношений. Он радуется возможности поиграть с другими детьми. Общаясь со старшими детьми, особенно с братьями и сестрами, малыш сначала наблюдает за тем, с какими игрушками они играют. Затем все его усилия направляются на то, чтобы завладеть этими игрушками.
Когда годовалый ребенок находится рядом со своим сверстником, их общение заключается в том, что сначала малыши изучают один другого, а затем повторяют действия друг друга. Познакомившись, они начинают обмениваться игрушками или, наоборот, отнимать их, при этом наблюдая за реакцией товарища. Контакты такого рода являются значительным шагом вперед по сравнению с тем, как проводили время вместе девятимесячные дети. Тогда товарищ по игре представлял собой лишь интересный объект, который можно было ущипнуть, подергать и толкнуть. Теперь ваш ребенок без сомнения по достоинству оценит реакцию товарища на свои действия. В течение года, поначалу лишь эпизодически, а затем все чаще, он будет радоваться общению с другим малышом.
Желание играть, любопытство, стремление к новым открытиям – все это делает вашего ребенка отличным партнером для игр. Занимаясь с ним в течение второго года жизни, вы будете свидетелем того, как он превращается в личность со своими особенностями характера и поведения. Иногда малыш будет озорным и непослушным. Порой он будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Он будет с гордостью делиться с вами своими открытиями, и ему будет необходима ваша любовь и забота.
Второй год жизни принесет вам и ребенку новые переживания, трудности и новые возможности для совершенствования. Время, которое вы провели вместе, игры, в которые вы играли, любовь, которую вы испытывали друг к другу, подготовили вас к встрече с трудностями и радостями следующего года.

Читайте также:  Список популярных препаратов для лечения остеопороза, все плюсы и минусы о них

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Помогите исследователю
Годовалый малыш – это активный экспериментатор, которому необходимы условия для проведения его исследований. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающая обстановка располагала его к этим занятиям. Поставьте в комнате коробки с интересными вещами. Спрячьте за стулом игрушки или привяжите к ним ленточки, чтобы малыш мог дергать за них.
Интересуйтесь открытиями ребенка
Когда ребенок обнаружит что-нибудь любопытное – тень на стене, шуршащий кусочек фольги, гладкий теплый камешек, расскажите ему об этих предметах. Чем больше вы проявляете интереса к находкам малыша, тем энергичнее он продолжает свои поиски.

Время игр
Новые открытия
Прогулка под радугой
Повесьте в дверном проеме полоску из разноцветного картона длиной два метра и снизу закрепите ее концы. У вас получится радужный свод. Благодаря “радуге” ребенок узнает о расположении вещей в пространстве. Он попытается проползти под ней, пройти туда и обратно и прокатить игрушки на колесиках. Малыш узнает, какого роста и размера его собственное тельце.
Сито для песка
С ситом очень интересно играть в песок. Ребенок без труда удерживает сито в руках. Поднимая его на разную высоту, малыш с любопытством наблюдает, как сквозь дырочки сыплется песок.
Сделайте картонную горку
Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите малышу, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.
“Новая” игрушка
Свяжите веревочкой несколько старых погремушек, мелких игрушек и коробочек. У вас получится забавная игрушка, которую можно дергать за веревочку. Вскоре малыш принесет новые предметы, чтобы вы и их привязали.
Поиски
Поиграйте с малышом в прятки. Вы должны спрятать игрушку, а он будет ее искать. Чем чаще вы повторяете названия игрушек, тем быстрее малыш осваивает речь.
Старшие друзья
Если у вашего малыша нет ни братьев, ни сестер, пригласите в гости детей дошкольного возраста. Малыш будет повторять их действия, и вы удивитесь, как много нового он узнает.
Игра с кубиками
Большие картонные кубики без одной стороны станут прекрасным подарком ко дню рождения. Их можно использовать по-разному – строить, складывать в них мелкие предметы, вставлять друг в друга.
Каракули
Высокий стульчик со столиком – отличное место для рисования. Поскольку вашему ребенку интереснее повертеть в руках карандаш или цветной мелок, а не создавать произведение искусства, дайте ему для рисования использованную бумагу или газету.
Дочки-матери
Дайте малышу легкую коляску или тележку для продуктов и отправьте его на прогулку с куклой. Малыш будет разговаривать с ней, и это поможет ему развивать речевые навыки.

Развитие координации
Работа с граблями
Смастерите для ребенка “грабли”, прикрепив к палочке расческу. Разложите на столе игрушки, посадите малыша за стол и покажите, как собирать “граблями” игрушки, которые не достать рукой. Помните, что в эту игру ребенок может играть только сидя. Не позволяйте ему расхаживать с палкой по дому.
Игра теней
В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.
Брось горошину
Дайте ребенку сухой горох и большую миску или ведерко. Покажите, как нужно высыпать горох в миску.
Игра в мяч
Пустите большой надувной мяч катиться по наклонной плоскости или слегка ударьте им о стену, и пусть малыш поймает его. Это занятие помогает ребенку лучше координировать движения.
Высокая ступенька
Если ваш ребенок уже умеет ходить, сложите перед ним кубики в ряд и предложите перешагнуть через них. Это поможет малышу научиться сохранять равновесие.
Узкий тоннель
Расставьте ноги так, чтобы малыш мог пройти между ними. Это поможет ему больше узнать о своем положении в пространстве.
Привяжите веревочку
Если малыш научился ходить, наденьте на игрушечного зверька “поводок” и отправьте ребенка на “прогулку”.
Игрушка, на которой можно сидеть
Если малыш уже уверенно ходит, ему можно купить игрушку, на которой можно сидеть. Она должна быть устойчивой и достаточно низкой, чтобы ребенок мог сам на нее забираться.
Игра с прищепками
Покажите ребенку, как прицепить старые бельевые прищепки по краям банки из-под кофе. Эта игра отлично помогает развить координацию движений.
Мамин помощник
Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.
Маленький стульчик
Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком стульчике или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский шезлонг или стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким, чтобы малыш мог взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда трудно сразу удобно сесть на стульчик.
Выскакивающая игрушка
Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений, ему нравится ударять по предметам, реагирующим на его действия. Существует много игрушек с фигурками внутри, которые выскакивают наружу, если по ним сильно стукнуть.
Принятие решений
Поиски туфли
В дождливый день маме приходится напрягать все свое воображение, чтобы как-то развлечь малыша. Поставьте вместе пару туфель. Дайте одну из них в руки малышу и попросите его найти вторую. Если ему удастся это сделать, принесите другую пару. Если малышу будет трудно найти парную туфлю, помогите ему.
Игра с сумочкой
Дайте малышу старый бумажник, несколько ключей и сумочку. Ребенку будет приятно почувствовать себя обладателем таких “сокровищ”. В то же время он попытается открыть сумочку и положить туда бумажник или просунуть ключ в замочную скважину. Так малыш познает мир окружающих его предметов.
Кубики
Постройте башню из кубиков, а затем предложите это сделать ребенку.
Волшебные чашки
Ваш малыш обладает вполне развитым интеллектом и любит решать сложные задачки. Поставьте перед ним две перевернутые чайные чашки. Под одну из них положите игрушку. Спросите малыша: “Где игрушка?” – поднимите чашку, чтобы показать ему спрятанный предмет. Проделайте эту операцию несколько раз. Затем попросите ребенка найти нужную чашку.
Катушки с разноцветными нитками
Дайте ребенку коробку с крышкой, где лежат несколько катушек среднего размера с голубыми нитками и одна большая с красными. Проделайте в крышке дырочку, достаточно большую для голубых катушек и слишком маленькую для красной. Вскоре малыш обнаружит, какая катушка пролезает в дырочку, а какая нет.
Поездка через тоннель
Соорудите из картонных коробок тоннель. Покажите ребенку, как пустить через него машинку. Малыш будет с интересом наблюдать, как она появляется с другого конца.
Игра с картонной трубкой
Дайте малышу длинную картонную трубку. Покажите, как ею подталкивать мячик, чтобы он катился по полу.
Ванна для куклы
Положите в детскую ванночку большую куклу, и пусть малыш купается вместе с ней. Вымойте кукле волосы, а затем предложите это сделать ребенку.
Время отдыха
Чашки с блюдцами
Прежде чем ребенок научится считать, он должен понять, что означает слово “один”. Возьмите пластмассовые чашки и блюдца. Поставьте блюдце. Поставьте еще несколько чашек и блюдец, приговаривая: “Вот еще одно блюдце, вот еще одна чашка”.
Исчезающий человечек
Сделайте дырочку в бумажном стаканчике и протащите через нее соломинку. К той части, которая в стаканчике, прикрепите круглый кусочек картона. Изобразите на нем рожицу из кусочков ткани и тесемки. Покажите малышу, как нужно двигать соломинку вверх и вниз, чтобы рожица появлялась и исчезала.
Семейный альбом
Сделайте для ребенка отдельный альбом с семейными фотографиями. Поместите туда фотографии знакомых ему людей и любимых животных.
Почитайте малышу книжку
Почитайте малышу книжку. Посмотрите, сможет ли он самостоятельно переворачивать страницы.
Памятный подарок
Сохраните визитные карточки, приглашения, ленточки и другие предметы, оставшиеся после его первого дня рождения. Положите их в альбом вместе с праздничными фотографиями. Заглядывая в альбом, малыш будет с удовольствием вспоминать свой первый день рождения.

опубликовано 21/05/2007 14:14
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

Развитие ребенка в 12 месяцев

12 месяцев – очень важный и значимый рубеж в жизни ребенка и его родителей. Первый год жизни прожит, ваш малыш изменился и подрос, из беспомощного младенца он превратился в забавного и любопытного карапуза. В возрасте одного года ребенок уже обладает многими навыками и умениями, но на этот этап развития приходится и первый психологический кризис.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

По достижению первого года жизни скорость роста у малыша заметно снижается. Средняя прибавка веса в 12 месяцев составляет около 350-400 г, за весь первый год малыш набирает 7-8 кг. На фоне снижения набора веса отмечаются значительные психологические и эмоциональные изменения, повышается время бодрствования и двигательная активность ребенка.

Каждый малыш развивается индивидуально, невозможно для всех детей определить жесткие границы и требования. Предполагаемые навыки, как и физические параметры, являются весьма условными. Если ваш малыш чего-то не умеет, это еще не повод беспокоиться. Физические параметры и развитие ребенка одного года во многом определяются аспектами беременности и рождения. Пределы нормы, принятые в педиатрии, приведены в таблице.

Окружность груди, см

Окружность головы, см

Физические навыки и умения, как и темпы роста ребенка в 1 год, также обусловлены многими факторами, включая наследственные особенности. Большинство малышей в этом возрасте уже умеют:

  • ходить самостоятельно, или с опорой и за руку со взрослым;
  • садиться и вставать без опоры;
  • уверенно сидеть на корточках;
  • совершать наклоны;
  • брать, носить, подавать предметы;
  • брать одновременно несколько предметов, используя обе руки и подмышки;
  • перекладывать предметы из руки в руку;
  • подниматься и спускать по лестнице, держась за руку или за перила;
  • выполнять различные действия с игрушками – бросать, толкать, катать, качать.

Особое внимание стоит уделить навыкам мелкой моторики годовалого малыша. В процессе игры он уже умеет построить башню или пирамидку из кубиков, нанизать на основу кольца пирамиды, открыть шкаф, повернуть кран, держать в руках чашку и столовые предметы. Самостоятельно кушать малышу пока еще сложно, но это умение уже начинает развиваться. Это же относится и к гигиеническим процедурам, сам ребенок еще не может правильно умываться, но глядя на взрослых, уже делает такие попытки.

Водолазка

В корзину

74-92 см / 6-24 мес

Бомбер

В корзину

74-92 см / 6-24 мес

Колготки для малышей

В корзину

80-92 см / 12-24 мес

Познавательные способности

Малыши первого года жизни очень любопытны, что в сочетании с активным развитием интеллекта и двигательной активностью дает поразительные результаты. Главным признаком познавательного развития выступает наблюдение и повторение манеры поведения взрослых.

Малыш уже хорошо чувствует и понимает реакцию взрослых на различные действия, движения, звуки. У него хорошо развита мимика, он хорошо выражает свои эмоции, иногда делает это намеренно, чтобы вызвать соответствующую реакцию окружающих. Он очень радуется, если ему удается насмешить родителей. В ход идут движения (танцы, наклоны, забавные позы), мимика (ужимки, смешные гримасы).

У ребенка в 12 месяцев уже начинают проявляться зачатки творческих наклонностей. Стоит понаблюдать за малышом – что ему нравится? Некоторые малыши очень активно реагируют на музыку, сразу начинают ритмично двигаться. У других проявляется пристрастие к рисованию. Обычно детям в этом возрасте подходят пальчиковые краски. Большинство детей первого года жизни любят движение, игры в догонялки, легкие доступные физические занятия.

Одним из важных этапов познавательного развития ребенка в 12 месяцев выступают первые признаки инстинкта самосохранения. Например, это проявляется в страхе высоты. Поднявшись слишком высоко по детской лестнице, ребенок ищет опору или руку матери. У некоторых малышей инстинкт самосохранения проявляется в виде страха посторонних людей, например, врачей. Очень важно на этом этапе показать малышу, что он в безопасности, а также поставить границы доступных развлечений, но при этом не испугать его.

Ребенок первого года жизни постепенно изучает свойства предметов. В процессе игры он узнает, что значит твердое и мягкое, горячее и холодное, сухое и мокрое. Ребенок в этом возрасте очень любопытен и активно познает окружающий мир. Наиболее интересны и понятны для него животные. Чтобы помочь малышу развиваться, можно показывать ему картинки с животными, попутно демонстрируя, какие звуки они издают. Главное – нужно помнить, что любая информация должна подаваться в игровой форме.

К факторам познавательного развития относятся социальные навыки ребенка. Малыши в этом возрасте с удовольствием общаются друг с другом, активно контактируют со взрослыми. Они любят играть в игры (прятки, догонялки, хороводы, создание простых конструкций из кубиков). Безусловно, социализация ребенка зависит от индивидуальных особенностей характера, но в большинстве случаев дети в 1 годик любят играть с ровесниками.

Психическое и интеллектуальное развитие

В 1 год у малыша замедляется процесс роста и набора веса, зато интеллектуальное и эмоциональное развитие становится более интенсивным. Более продолжительный период бодрствования позволяет ребенку больше времени играть. Основные способы познания у детей в 12 месяцев – сенсорные. Тактильные ощущения развивают память. Прикасаясь к определенным предметам, малыш запоминает их особенности и свойства. Например, мячик круглый и прыгает, машинка с колесами и может ездить, кубик твердый и из него можно строить.

Психические и интеллектуальные особенности годовалого малыша отмечены такими достижениями:

  • Активное речевое развитие. Многие малыши к 12 годам уже имеют в своем лексиконе несколько слов. Основными, конечно, являются «мама», «папа», «баба», «дед», «дай», «пить». Произношение слов может быть довольно своеобразным, некоторые дети путают звуки, коверкают слова, выражаются одним слогом. Это естественный процесс развития речи, постепенно произношение придет в норму.
  • Большинство детей в возрасте 1 года понимают обращенные к ним простейшие просьбы. В памяти малыша уже хранится более 20 слов, которые он понимает, и с каждым днем этот объем увеличивается.
  • Маленький человек уже эмоционально хорошо чувствует, как можно вести себя с членами семьи. Мама – добрая и ласковая, с ней можно покапризничать, пожаловаться, она всегда пожалеет. В этом возрасте начинаются первые попытки манипулировать взрослыми. И кроха хорошо понимает, что проходит с мамой, не удается с папой.
  • В возрасте 1 года у ребенка начинает развиваться долговременная память. Детки уже могут помнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Они могут запоминать и узнавать не только близких родственников, но и чужих людей. Например, если детки часто вместе гуляют на улице, они уже узнают друг друга, радуются встрече.
  • Одним из факторов эмоционального развития ребенка будут первые проявления упрямства, настойчивости в своих желаниях. Малышу уже сложнее доказать, что некоторые вещи делать нельзя. К примеру, он может упорно кидаться песком, подбирать предметы на улице, тянуть кошку за хвост.
  • У ребенка появляется чувство юмора и сопереживания. Он начинает реагировать смехом на смешные игры, забавные ситуации. Малыш начинает понимать и реагировать на чужую боль. Он может пожалеть зайку, который упал с дивана или плачущего малыша.
Читайте также:  Переломы скуловой кости и скуловой дуги: причины, симптомы, диагностика, лечение

Годовалый малыш каждый день удивляет своих родных новыми умениями. Главное – поддерживать, помогать развиваться, разговаривать, играть, петь, регулярно гулять, учить общаться с окружающим миром и людьми. Детские психологи рекомендуют ничего не навязывать ребенку, любые занятия должны проходить в виде игры при хорошем настроении малыша.

Кризис первого года

Склонность к обидчивости, плаксивости, упрямству – это признаки первого психологического кризиса. Психологи объясняют его тем, что у малыша заканчивается период младенчества и начинается раннее детство. Этот процесс проходит непросто:

  • У малыша формируется собственная воля. Столкновение с запретами со стороны взрослых вызывает бурный протест. Он активно сопротивляется любым указаниям, проявляет свои желания в форме капризов и истерик. На этом этапе важно научиться ставить ребенку границы.
  • У ребенка в 12 месяцев меняется ощущение мира. Он начинает понимать, что он – отдельная личность. Тот факт, что взрослым разрешено больше, чем ему, также вызывает недовольство малыша.
  • Чем больше умений приобретает ребенок, тем более он уверен в себе. В этом возрасте начинают проявляться первые признаки самостоятельности. Однако неумение адекватно оценивать свои возможности часто приводит к неудачам. То есть, малыш что-то пытается сделать сам, у него не получается и это раздражает его. Ведь он пока не может принять мысль, что взрослые умеют то, что недоступно ему.
  • Запреты любого характера воспринимаются малышом как препятствие, которое мешает ему заниматься тем, что интересно и хочется.

Как пережить кризис первого года

Если у вашего малыша появились первые признаки кризиса первого года, не расстраивайтесь и не паникуйте. Наберитесь терпения и проявите понимание. Очень важно найти золотую середину – не проявлять агрессию по отношению к ребенку и не потакать его капризам. Известный педиатр доктор Комаровский рекомендует родителям выработать тактику поведения с малышом, опираясь на ряд правил.

  • Запрещайте избирательно. Выработайте четкие правила – что можно, а что категорически нельзя. Ни в коем случае нельзя все разрешать или все запрещать. Запретов не должно быть слишком много, но они должны быть постоянны.
  • Разрешайте малышу делать доступные вещи самостоятельно, при необходимости помогите ему, но пусть инициатива остается за ним. Такой подход укрепит уверенность в себе.
  • Многие дети в этом возрасте отказываются есть. Не кормите насильно, подождите, пока малыш проголодается и сам попросит кушать.
  • По мере возможности выполняйте просьбы ребенка. Внимание и уверенность в помощи родителей повышает доверие ребенка к миру.
  • Просите помощи у ребенка. Возможность помочь маме приносит малышу радость и удовольствие. Похвала от близких людей – важный эмоциональный фактор развития ребенка.
  • Если ваш ребенок плачет и не хочет остановиться, оставьте его ненадолго одного, без зрителей это станет ему неинтересно. То же самое касается истерик на улице. Малыш упал и не желает подниматься, не кричите и не пытайтесь его поднять. Просто спокойно постойте рядом или отойдите на безопасное расстояние. Поняв, что манипуляция не действует ребенок встанет сам.

Многие родители сталкиваются с проблемой, какую одежду купить подвижному и вечно пачкающемуся годовалому карапузу. При выборе одежды стоит обратить внимание на качество материала, он должен быть безопасным, натуральным, но при этом легко стираться. Одежда для улицы должна побираться по сезону, на осень и весну лучше всего выбирать куртки и штаны из непромокаемой ткани.

Важным требованием к одежде для активного ребенка выступает хороший крой и качественный пошив. Одежда не должна сковывать движений и в то же время выдерживать нагрузки. В нашем магазине вы можете выбрать одежду для детей на любой возраст. Мы отвечаем за качество нашего товара и гарантируем, что вашему малышу будет комфортно двигаться и легко познавать окружающий мир

Ребенок в год

Вот Вашему малышу и исполнился годик. Смотрите каким самостоятельным он стал, как смешно он топает ножками, как много разговаривает на своем языке и насколько полон энергией, ведь он успевает побывать везде и повсюду навести свой порядок, для него уже нет значимых преград в Вашем доме, и он готов к новым свершениям.

Ребенок в год

Давайте обсудим какие же показатели здоровья и развития ребенка 1 года оцениваются детским доктором – педиатром или семейным врачом. Особенности развития ребенка 1 года жизни оцениваются по нескольким группам признаков, это зрительные, слуховые ориентировочные реакции, эмоции и социальное поведение, движение руки и действие с предметами, движения общие и понимаемая речь.

img

Показатели физического развития ребенка характеризуют его здоровье, нормы роста и массы тела малыша 1 года представлены в таблице 1

Нормы физического развития для мальчиков в 12 месяцев

Нормы физического развития для девочек в 12 месяцев

Нормы физического развития для девочек в 12 месяцев

Мы видим, что рост ребенка в 12 месяцев зависит от пола. Согласно нормативам ВОЗ рост малыша в годик в норме составляет от 71 см до 80 см, а рост малышки в 1 год находится в пределах от 69 см до 78 см. Вес ребенка-мальчика в год в норме колеблется от 8 до 12 кг, масса девочки в 1 год составит от 7 кг до 11 кг.

В целом, физическое развитие ребенка мальчика в 1 год соответствует более высоким показателям, по сравнению с девочками. Рост, вес развитие ребенок 1 года зависит как от аналогичных показателей у родителей, так и от качества питания, ухода, условий окружающей среды.

Множество факторов влияют на физическое развитие вашего малыша, одним из примеров является рождение малыша раньше срока, в этом случае темпы его развития будут отличаться от приведенных, поскольку для недоношенных малышей разработаны свои индивидуальные системы оценки роста.

В целом, динамика роста малыша в первый год жизни такова, что в первые три месяца наблюдается наиболее высокая скорость роста до 3 см в месяц, затем с 3-х до 6-ти месяцев кроха растет на 2,5 см в течение каждого месяца, с 6-ти до 9-ти месяцев прибавляет около 1,5 см в месяц, а с 9-ти месяцев и до года вытягивается на 1 см в ежемесячно.

Какой вес у малышей в год?

Вес ребенка в год является нормальным при наличии колебаний в достаточно широких пределах. Ваш малыш может быть достаточно пухленьким, при этом постоянно пребывать в движении, главное это не конкретные цифры массы и роста, а то как в целом развивается ваш малыш, самое главное, что он постоянно меняется, и не проходит ни дня, чтобы он не радовал Вас своими новыми достижениями (вчера он впервые самостоятельно слез с дивана, сегодня дотянулся до второй полки снизу в кухонном буфете, а завтра начнет сам пить из кружки и т.д.), это и есть нормальный рост и развитие малыша, которое делает вас счастливыми.

Вес ребенка в 1 год выше нормы может говорить о риске формирования ожирения и требует консультации диетолога, эндокринолога с оценкой пищевого поведения и коррекции рациона питания, как правило в сторону снижения доли быстрых углеводов и увеличения физической активности.

Если вес ребенка в 12 месяцев низкий, то имеет место дефицит массы тела, который также нуждается в уточнении причины и диетологической коррекции. Поскольку дефицит массы сопровождается недостатком многих нутриентов, например, железа, кальция, йода, цинка и т.д. и плохо сказывается на здоровье малыша.

Таким образом, нормы развития ребенка в 1 год являются весьма индивидуальными и характеризуются широким разбросом показателей массы и роста. А норма роста, веса ребенка в 1 год оценивается в соответствии с показателями, предложенными ВОЗ.

Размер одежды ребенка в год 4,5

Чтобы определить размер ребенка в 12 месяцев нужно знать рост малыша. Если ребенок имеет рост около 80 см (например, рост малыша в год 80-86 см), этому росту соответствует 26 размер одежды.

Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 12 месяцев

Давайте разберемся, что должен уметь Ваш малыш в возрасте 12 месяцев 1-3 .

Протягивает игрушку другому ребенку и сопровождает это смехом или лепетом, ищет игрушку или предмет спрятанный другим ребенком

Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. Переносит разученные действия с предметом на другой

Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: «принеси», «найди», «отдай», «положи на место», понимает слово «нельзя»

Норма развития ребенка в 12 месяцев

Протягивает игрушку другому ребенку и сопровождает это смехом или лепетом, ищет игрушку или предмет спрятанный другим ребенком

Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. Переносит разученные действия с предметом на другой

Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: «принеси», «найди», «отдай», «положи на место», понимает слово «нельзя»

Комплексная оценка по приведенным параметрам позволяет говорить отчасти о психическом и психологическом развитии ребенка в 1 год. Итак, Вашему ребенку 1 год, каким должно быть его развитие, и что малыш умеет.

Зрительные реакции соответствуют развитию ребенка 1 года, например, если на семейной фотографии он узнает маму, папу или других родных, с которыми проводит большое количество времени. В процессе игры ребенок 12 месяцев должен различать предметы различной, т.н. контрастной формы, например, кубик и мячик.

Эмоциональное развитие и социальное поведение будут соответствовать развитию ребенка в 1 год, если Ваш малыш способен играть с Вами или другими детьми, например, протягивать Вам или ребенку игрушку по просьбе «дай мне мячик», «дай Ане мячик», сопровождая это лепетом или смехом.

Развитие моторики ребенка будет оцениваться на 1 год, если он умеет искать игрушку, спрятанную другими детьми. Движение руки и действия с предметами будут соответствовать развитию ребенка в 12 месяцев, если малыш может самостоятельно выполнять разученные ранее действия с игрушками, например, катает машинку, тянет за веревочку машинку, кормит куклу или животное.

Развитие ребенка оценивается на 9-12 месяцев, если малыш способен переносить свои действия, разученные с одним предметом, на другой, т.е. понимать, что нужно и можно кормить не только куклу, но и «зайчика», «ежа» и т.д.

Речевое развитие малыша в 12 месяцев характеризуется пониманием названия предметов без их показа, знает имена взрослых, способен выполнить простые поручения типа «принеси», «отдай», «положи на место», понимает значение слова «нельзя». 12 месяцев ребенку речевое развитие характеризуется тем, что он что должен легко повторять новые слоги и произносить от 5 до 10 легких слов.

Развитие ребенка дома в 1 год будет соответствовать выше приведенным «контрольным точкам», только в случае наличия внимания к нему и обучения взрослыми, старшими братьями, сестрами, дедушками и бабушками, нянями.

Таким образом, благодаря представленной комплексной оценке специалист оценивает психическое и отчасти физическое развитие ребенка 1 года жизни. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции характеризуют сенсорное развитие детей 1 года жизни.

Несмотря на то, что ребенку исполнился год, его развитие и питание еще не такое как у взрослого и имеет большое количество особенностей, важно понимать, что ребенок – это не «маленький взрослый».

Взрослым в семье важно понимать, что желудочно-кишечный тракт все еще не готов к пище с общего стола. Иначе говоря, ребенку в 1 год нельзя давать пельмени, жареную картошку и другие блюда, предназначенные исключительно для взрослых. 12 месяц жизни ребенка предполагает, что ваш малыш в течение дня уже ест только продукты прикорма, кормления грудным молоком сохраняются перед засыпанием или в вечернее время.

Завтрак ребенка 1 года включает 150-200 граммов каши, обед состоит из овощного блюда в количестве 150 граммов и мясо. Если вы используете мясное пюре промышленного производства, то его количество для ребенка 9-12 месяцев составит от 80 до 100 граммов, в случае, если Вы готовите самостоятельно и предлагаете малышу отварное мясо, в виде тефтелей, котлет, запеканок и т.д., то рекомендованное количество мяса варьируется от 40 до 50 граммов.

Помните, что в 1 год ребенку для полноценного развития и питания важно предлагать, продукты, богатые белком животного происхождения, это не только мясо, но и кисломолочные и молочные продукты, которые должны быть адаптированы для детей младшего возраста. Предпочтительнее, если вместо кефира Вы будете использовать кисломолочные смеси с низким pH, т.е. истинные кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками. Творог лучше использовать адаптированный для питания детей, в количестве 50 граммов в течение дня.

Рыбное пюре тоже является источником белка, его количество составляет около 50 граммов, 2-3 раза в неделю. Помните, что источником белка является желток, к году можно дать ребенку половину желтка, как отдельно, так и в составе других блюд.

Важно помнить, что вместе с продуктами прикорма в течение дня ребенок должен выпивать не менее 150-200 мл воды. Вода может быть специализированная детская бутилированная или же кипяченая. Допаивание малыша водой необходимо, чтобы избежать возникновения запоров.

Соки, компоты, морсы не являются альтернативой воде и не могут рекомендоваться для питья ребенку. Это связано с высоким содержанием сахара в них и влиянием на аппетит ребенка, на увеличение риска кариеса и нарушений пищевого поведения. Дети очень быстро привыкают к легким углеводам (фруктовые соки, фруктовые пюре, морсы, компоты, сладкие чаи, сладкие снеки) и автоматически предпочитают их в дальнейшем использовать как основу своего рациона.

Развитие ребенка на 12 месяце жизни предполагает рациональное питание с включением крупяных, овощных, мясных, рыбных блюд прикорма, которые должны составлять основу рациона. А фруктовые соки, пюре и разные снеки должны использоваться не ежедневно и в небольшом количестве.

Что касается консистенции блюд, то они должны быть не гомогенными, а мелкоизмельченными. Важно, что все обозначенные продукты прикорма должны быть введены в рацион малыша на фоне продолжающегося грудного вскармливания. В питании малыша целесообразно использовать продукты и блюда прикорма промышленного приготовления. Поскольку продукты прикорма промышленного выпуска производят из сырья высокого качества, которое соответствует строгим гигиеническим требованиям.

Маме важно понимать, что режим дня должен быть построен с учетом особенностей развития ребенка 1 года и обязательно должен включать дневной сон продолжительностью 3,5-4 часа, или сон, разделенный на две части. Продолжительность и качество дневного и ночного сна целиком зависит от повседневной активности малыша и его эмоционального фона.

Раннее пробуждение 07:00-07:30 и засыпание 20:30-21:00 предполагает достаточно продолжительный дневной сон. Различные виды активности ребенка, будь то ходьба, игры, обучение, прогулки, прием пищи являются энергозатратными, поэтому требуют достаточного количества отдыха.

Что касается гигиенических процедур, то они стандартные, это утреннее умывание, уход за зубами, а вечером 3-4 раза в неделю рекомендуется купание. Купание в теплой воде является расслабляющей процедурой и способствует засыпанию ребенка.

Крайне желательны две прогулки, первая перед обеденным сном и вторая прогулка после сна по 1,5-2 часа в зависимости от погодных условий.

Режим ребенка в 12 месяцев предполагает 4 приема пищи или три основных приема пищи и два перекуса, интервал между едой может составлять 3,5-4 часа. Отсутствие или наличие перекусов зависит как от повседневной активности малыша, соблюдения режима дня, двигательной активности, так и от пищевого поведения, в частности, аппетита. В год ребенку адекватное развитие и питание тесно связаны между собой и оптимальным является три основных приема пищи и 1-2 перекуса.

Развитие ребенка в год и, что он умеет, напрямую зависит от активности взрослых. Так, одним из способов обучения является использование карточек для развития ребенка 1 года.

Детские карточки для развития ребенка в 1 год представляют собой изображения предметов и их названия, которые вы показываете и проговариваете с малышом, чем старше малыш, тем большее число карточек вы показываете и более разнообразные характеристики им даете.

Для развития малыша в 1 год картинка на карточке должна быть крупная, четкая, понятная для восприятия, раскрашена в реальный цвет и т.п., а также крупно подписана. Карточки должны быть сгруппированы по тематике, например, «Еда», «Ягоды», «Орехи», «Дикие животные» и т.д. Развитие и воспитание ребенка в 1 год предполагает активное участие взрослых.

Таким образом, адекватный уход за ребенком в 12 месяцев должен включать режим дня в соответствии с возрастом, его качественное наполнение, в том числе, игры, обучение, а также рациональное питание.

2. Детские болезни: учебник / ред. А. А. Баранов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1008 с.

3. Берк, Л. Е. Развитие ребенка: пер. с англ. / Л. Е. Берк. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 1056 с.

5. Нагаева, Т. А. Физическое развитие детей и подростков: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103 65 – “Педиатрия” / Т.А. Нагаева, Н.И. Басарева, Д.А. Пономарева ; Сибирский медицинский университет Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. – 101 с.

6. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации (4-е издание, переработанное и дополненное) / Союз педиатров России [и др.]. — М.: ПедиатрЪ, 2019. — 206 с.

Читайте также:  Стрептококк симптомы и лечение у детей - особенности лечения

Развитие ребенка в 1 год

Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для крохи и родителей.

ребенок-развитие-12-месяц

Что нового в физическом развитии годовалого ребенка

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и роста существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что нового умеет в двенадцать месяцев ваш карапуз

  1. Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
  2. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
  3. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
  4. Может приседать или садиться без опоры.
  5. Умеет строить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
  6. Продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
  7. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Что нового в психологическом развитии

  • К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово;
  • Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов;
  • Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит;
  • С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку;
  • У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик;
  • Когда ребенок слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать;
  • Выполняет простые просьбы (см. ребенок в 11 мес.);
  • Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
    • Непослушание, упрямство;
    • Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
    • Обидчивость и плаксивость;
    • Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

    У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

    • У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны ребенка;
    • Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему;
    • С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, кроха пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет»;
    • Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.

    Тест на развитие детей в 12 месяцев

    • Ребенок уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки;
    • В 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет»;
    • Должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа;
    • Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми;
    • Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах (см. ребенок в 10 и 11 мес.);
    • К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

    Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

    Видео: Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев

    Режим: сон и питание

    Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

    В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.

    Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

    Как помочь ребенку развиваться

    ребенок в 12 месяцев

    • Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.);
    • Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.);
    • Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
      • Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что ребенок встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от него, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно;
      • Когда ребенок научится проделывать самостоятельно несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть кроха переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу;
      • Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте ему в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно;
      • Когда идете гулять с ребенком, обращайте его внимание на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен;
      • Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (ЗА и ПРОТИВ ходунков). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской;
      • Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть кроха сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал;
      • Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником – для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм – для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

      как научить ребенка ходить

      Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.

      Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.

      Видео: 1 год, развитие, режим, общий стол

      Двенадцатый месяц

      Новорожденный ребенок

      Двенадцатый месяц – окончание грудничкового периода, который длится с первого месяца жизни и до исполнения ребенку одного года. Еще немного и вы отпразднуете первый день рождения своего малыша. За 12 месяцев ребенок вырастает в среднем на 25 см и рост к году составляет от 73 до 79 см.; вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, увеличивается почти втрое и составляет в среднем от 8,9 до 10,8 килограммов.

      Физическое развитие на двенадцатом месяце

      Ребенок уже встает без опоры и крепко стоит на ногах. Ближе к году большинство детей начинают самостоятельно ходить без поддержки: кто-то достаточно уверенно и к году уже способен бегать, а кому-то необходимо преодолеть свой страх, и он с осторожностью делает свои первые три-четыре шага. Таким деткам намного легче передвигаться, держась за опору – за мамину руку, коляску или спинку санок. При ходьбе малыш широко расставляет ножки носками врозь, не сгибая коленок (походка Чарли Чаплина), при этом балансирует руками и часто падает.

      Ручки ребенка уже достаточно ловкие для того, чтобы брать мелкие предметы двумя пальчиками и крепко их держать. Дети в этом возрасте очень любят открывать/закрывать ящики, коробки с обувью, отлеплять липучки на одежде, развязывать бантики, шнурки, листать книги и журналы.

      Игры и игрушки на двенадцатом месяце

      Ребёнок в 12 месяцев

      Ребёнок в 12 месяцев

      Годовалому ребенку для развития необходимо приобрести наборы кубиков разных по цвету и величине, набор форм, вставляющихся друг в друга, наборы для ролевых игр (куклы, детская посуда, игрушечная коляска и т.п.). Показывайте ребенку, как можно один кубик поставить на другой, построить башню, а затем ее разрушить.

      Годовалые дети с большим увлечением играют с ёмкостями: выливают, переливают, наполняют, опустошают. Любят играть кастрюлями с крышками и греметь ими. Играть с коробками: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать коробки из-под обуви, выдвигать ящички и вытаскивать все содержимое шкафов. Ребенку нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия.

      Обучайте малыша сложным действиям с предметами по словесному указанию: «построй башню», «дай мне зайку», «покорми куклу», «покатай машинку».

      Находясь рядом с другими детьми, ребенок сначала изучает их со стороны, наблюдает за тем, с какими игрушками они играют, а затем повторяет их действие. Многие детки стараются забрать игрушки у других и очень редко отдают свои.

      Еще одним из важных навыков, который осваивает ребенок после умения устойчиво стоять на ногах – это толкание и катание предметов (тяни-толкай). Ребенок получает удовольствие, когда толкает перед собой коляску, машинку, санки или тянет за собой на веревочке игрушки-каталки.

      Очень полезно играть с ребенком в мячик: если ранее ребенок учился ронять мяч, то теперь он может его бросить. Ударять ногой по мячу ребенок учится, когда попадает по мячу случайно, во время ходьбы; вы можете держать ребенка за одну руку и попросить толкнуть мячик ножкой. И, несмотря на то, что первые удары ребенка по мячу очень слабые, с возрастом он сможет бить ногой по мячу с большей точностью и без вашей помощи.

      Очень часто так происходит, что ребенок не может одновременно овладеть ходьбой и умением говорить. Ребенок может отставать в ходьбе от своих сверстников, но быстро пополнять словарный запас и наоборот. Мальчики обычно начинают разговаривать позднее, чем девочки. Но есть и такие детки, которые до определённого возраста не разговаривают или произносят слова крайне мало – не более 2-3 при норме 10-12 коротких слов, которые ребенок обычно выговаривает к году. И это тоже нормально, если ребенок понимает взрослого, у него есть пассивный словарный запас (малыш понимает значение слов, знает и показывает предметы, части тела, но при этом не произносит слова) значит, ему просто нет острой необходимости разговаривать, ведь ребенок сначала учится понимать язык, и только потом говорить.

      Ранее вошедшие в лепет ребенка слоги – «ба», «па», «ма» в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: «баба», «папа», «мама» и др. Любой звук или слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша – слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу, и в различных случаях служат выражением разных значений. Эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации, так слово «да-да» может означать: «дядя» или «дай мне», «ка» – ворона или качели. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, служат средством общения со взрослыми и детьми, например, ребенок может произносить звук «а-а-а» и показывать пальчиком.

      Многие дети используют также простые слова «дай» и «на». Остальной словарный запас большей частью состоит из особых облегченных слов, понять зачастую посильно только родителям. Например, «бам» – падение, упал, мячик, «бабака» – собака, бабочка и т.п.

      Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам и словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого поддерживайте лепет ребенка легкими звукосочетаниями «топ-топ», «гуси-гуси—га-га-га». Учите его по вашей просьбе отвечать на такие вопросы, как: «Как ходят часики?». Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произ­носить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Через 3-4 месяца, когда ребенок сможет подражать взрослым, надо перейти к обычной правильной речи.

      Разговаривайте с ваши малышом постоянно, маленького ребенка во время бодрствования должен окружать звуковой фон: читайте потешки, рассказывайте ему сказки и о том, что окружает его вокруг, пойте детские песенки. Самые лучшие звуки для ребенка – это звуки природы: пение птиц, шорох листвы, журчание воды. Такие звуки не только развивают слух ребенка, но и благотворно влияют на его нервную систему. К году ребенок способен не замечать шума, когда сосредотачивает свое внимание на красочной картинке в книжке или увлечен игрой.

      Зрение

      Ребенок видит изображения уже почти как взрослый. Он хорошо различает цвета. Восприятие таких параметров, как высота и глубина улучшаются по мере того, как ребенок начинает овладевать ходьбой. К году у ребенка полностью формируются слезные протоки, поэтому склеивание век у него происходит реже. Узнает знакомых людей, находящихся в другом конце комнаты, еще до того, как они заговорили с ребенком. Узнает близких ему людей по фотографии.

      Другие навыки и умения на двенадцатом месяце

      Самостоятельно берет чашку двумя руками, пьет из чашки и ставит на стол. Может сам проситься на горшок, хотя многие детки горшок недолюбливают и абсолютно не хотят на него садиться. Ребенок по назначению использует расческу. Пытается рисовать.

      Первые зубки

      К году ребенок уже может иметь 8-12 зубов. Если у вашего малыша зубиков меньше, не переживайте, подождите еще несколько неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит.

      Осмотр ребенка в поликлинике

      В годик в рамках диспансеризации ребенка необходимо показать врачам детской поликлиники: неврологу, окулисту, стоматологу ЛОРу, хирургу-ортопеду. А также сдать необходимые анализы и пройти обследования.

      В год проводят туберкулинодиагностику (ставится проба манту) и только после оценки результатов решается вопрос о вакцинации против кори, краснухи, эпидемического паротита.

Ссылка на основную публикацию